Вопрос обновления семейного автопарка на повестке дня не стоял, но тут на горизонте замаячила круглая дата супруги. По таким (любым) поводам в нашей семье принято дарить «Тепло Своей Души». То есть ничего: мы и так другу другу — подарки.
Начал водить носом по вторичке. Вторичка пахнет мертвечиной. Буквально: это тема следующего материала, но сразу к выводам — в бюджете до двух с хвостиком миллионов вас ждут дрова, вёдра, некрофилия и кровавый понос. За несколько месяцев я убил на подборщиков в Екатеринбурге, Тюмени, Краснодаре, Москве тысяч под сто (вру, 50, а Денис Путков мне вообще бесплатно смотрит). Каждый раз мне приносили перевернутые «Тигуаны», собранные из двух Mercedes-Benz GLA, утопленные T-Roc и другие способы эффектно выбросить на ветер два с хвостиком ляма.
Параллельно начала догонять со всех сторон реклама вида «привезем авто из Китая и Кореи за 30 дней под ключ ниже рынка». Сел изучать вопрос. Оказалось, что до 2 млн реально привезти хоть почти новый Volkswagen, хоть Mercedes (маленький). По статистике понял, что этот канал очень скоро прикроют (опять угадал). В 2025 ввоз физлицами автомобилей из-за рубежа бьёт все рекорды, каждый месяц — прирост х4 или х5 к аналогичному периоду прошлого года. Мне как специалисту стало очевидно, что это всё очень огорчает президента ВАЗа Соколова и Минпромторг в полном составе: кто в здравом уме пойдет за «Ладой» за 2, когда за 2 можно привезти «Мерседес» из Китая?
Я не пойду.
Решено: везу авто из Китая за 30 дней под ключ ниже рынка. И надо успевать, пока Максим Соколов и Минпромторг этот канал не перекрыли. Но что взять?
Ведь я не сдался. Не прогнулся. Не продался. В конце концов, лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Короче, ещё минимум одно поколение в моём доме не будет китайского автомобиля китайского бренда. За прошедшие пять лет — не убедили. Китайский автопром в массе своей — это по-прежнему сыро, половинчато, опосредованно, не доведено до ума, и фу. Конечно, объективности ради всегда признаю, что прогресс в их отрасли — колоссальный и очевидный. Однажды всё будет — Китай, но пока что я ещё попанкую.
Нормальные китайские автомобили есть, просто начинаются они с 50–60 тысяч долларов. В Китае. На российской таможне это сразу х1,9 к стоимости. У меня столько нет. А за сколько есть, мне предложат «Тенет Т4», «Кайи Х3 Про», «Ливан Х3» и ещё какую-то гадость, которая станет началом конца супружеской истории, браком брака. Еще можно взять «Ладу» с вариатором в цвете «белый фаянс», и тогда я точно ещё до подписания договора купли-продажи окажусь на улице и закончу жизнь на теплотрассе в коробке из-под холодильника, напевая нетленное:
«Я бычок подниму, горький дым затяну, люк открою — полезу домой.
Не жалейте меня, я прекрасно живу — только кушать охота порой».
Ж-а-а-а-а-а-лостливо так напевая. Нет, никого, конечно, не агитирую, но в моей семье еще минимум одну итерацию будет машина европейского бренда, придуманная в Европе инженерами с европейским образованием. Пусть и собранная в Китае: у меня нет никаких стереотипов, «Фольксваген» — он и в Нижнем Новгороде «Фольксваген», и в Китае тоже, сошедший с конвейера совместного предприятия с FAW или SAIC. А китайского «китайца» — не будет. У нас с женой, как у всех — по-разному. Но она за всю жизнь не наделала мне такого злого зла, чтобы я вот так её наказывал.
Но чем наградить?
Последние два раза был «Гольф». Я обожаю «Гольф», если бы мне пришлось выбирать одну-единственную машину, на которой придётся ездить до конца жизни, я бы выбрал «Гольф» с турбинкой. Ничего удобнее, практичнее, дешевле в содержании человечество ещё не придумало. Он — вторая кожа, продолжение рук и ног, любимые домашние тапочки, притоптанные кроссовки, которые не хочется менять или выбрасывать. Это «дошик» с курочкой, пюрешка с котлеткой, борщ со сметаной, любимый светлый «лагер» из Пльзеня с горчинкой — ничего изысканного, но лучше и универсальнее просто нет.
Но тут проблема: жена хочет джипик. А мы немножко рабы лампы и ограничены площадью паркоместа в подземке: машина крупнее «Гольфа» туда не влезет. Менять машину и брать к ней в придачу новое паркоместо я не готов — вы цены на квадратные метры видели? В общем, Tiguan отпал почти сразу, но это же VAG — у них для таких случаев нарезаны одинаковые сосиски разной длины. Под площадь паркоместа подходят T-Cross (совсем мелкий и с барабанными тормозами), Taos (убогая отделка) и T-Roc. О! Решено, ищу жене T-Roc. Он — тупо «Гольф», только «джипик» и влезет на паркоместо.
Для очистки совести приценился к Европе — из Европы сразу на миллион дороже, чем из Китая. А T-Roc плюс-минус одинаковый там и там (только в Китае — Long). Миллиона сверху у меня нет, иду в конторы, которые привезут авто из Китая за 30 дней ниже рынка.
Сразу есть две проблемы. Первая — контор по привозу расплодилось, как нерезаных собак. Но подавляющее большинство из них везут машину только до Владивостока. Дальше — сами. Проблема начинается уже на стадии подбора перевозчика: на ж/д — 60 дней ожидания только очереди на погрузку, потом ещё сколько-то будут везти. Свободных автовозов мало — и ещё пойди найди тех, кто едет напрямую — без перегрузки где-нибудь в Новосибе.
Отсюда первый совет: ищите контору, которая реально «под ключ», которая точно может зафрахтовать вам автовоз. Иначе надо что-то мутить с дальневосточной пропиской, самому лететь, забирать, ставить на воз…
А своим ходом гнать отпадает сразу: почитал чаты бывалых — до Читы дорог нет, бродят тигры и медведи, бензин — с примесью их же урины, велик риск подарок на юбилей не доставить.
| |
|---|
| Доски объявлений набиты фейками для привлечения внимания. С вероятностью 99 — и 9 в периоде — этих автомобилей физически нет в РФ. И не факт, что они всё ещё доступны к покупке в Китае. Редкий джедай честно в описании признается, что это не живая машина — живую надо заказать. |
Дальше. Конторы по привозу бывают двух гендеров. Одни ищут автомобиль на месте под ваш конкретный запрос. У вторых с той стороны границы есть сток уже выкупленных и готовых к отправке автомобилей. Плюсы и минусы понятны: в первом случае весь процесс будет значительно дольше, зато вы сможете найти автомобиль под свои и только свои хотелки. Во втором случае брать придётся из того, что дают. Зато машина уже через считанные дни будет во Владике.
Я пошёл сначала этим путём, но в конторе в наличии были только белые, белые, белые и белые «Ти-Роки». А у меня случился какой-то загон, что машина-подарок должна быть непременно прикольного цвета. Себе и следующую взял бы любую — лишь бы «Гольф», неважно — белый. Но как будто на круглую дату и в подарок надо что-то другое.
Вернулся к парням с конкретным запросом: «Надо красный или синий T-Roc в пакете R-Line с адаптивным круизом и «панорамой». «Не вопрос!», — ответили мне и дали договор на подпись. А «не вопрос!!!» в итоге — это так: за первые полторы недели поисков мне предложили на выбор три «Ти-Рока». Все белые и без адаптивного круиза.
Рубрика: «Не вопрос».
Погрузился в тему, узнал неприятное: 80% нужных мне машин в Китае — белые. Не берут китайцы в прикольных цветах. Запахло пу-пу-пу. А в конторе по привозу начали давить: «Кирилл, берите — уйдет же, хороший вариант!»
— Хороший? Я пришёл с чётким запросом — красный или синий. Вы прислали три «хороших» варианта — ни единого совпадения по ТЗ.
— Мы предлагаем лучшее! Есть и синий, но там сиденье пропержено до каркаса, с потолка свисают провода, а в багажнике наблёвано. Но не факт: подтёки — коричневые. Зато синий! Берём, Кирилл? Что с лицом, Кирилл?
Берём. Дело в свои руки. Начинаю ночами тайком от жены шариться по китайским «авито». Жена, наверное, думает, что я там со своими бабами — а я ищу синий или красный T-Roc с панорамой и адаптивным круизом за 2 ляма. Желательно, чтобы осталась сдача.
И тут другой прикол: не каждую машину из Китая можно заказать, потому что не у каждого дилера есть лицензия на экспорт. По иронии судьбы все синие и красные «Ти-Роки» оказывались или неэкспортными, или непроходными — то есть старше 5 лет, на них дорогая таможня. А на те, которые экспортные и до 5 лет, таможня по минимальным ставкам — но они все белые.
Тупик. Время стремительно бежит, сроки — тают. Понимаю, что к юбилею уже не успеть точно — срок поставки по договору 8 недель, это уже попахивает ноябрём. В отчаянии возобновляю поиски чего-то приличного тут. Подборщик Денис Путков раз за разом приносит дурные вести. Даю Денису отбой — чего время зря тратить, вторичка до 2 лямов тут — сплошной мусор. Возвращаюсь на китайские «авито», пылесошу всё подряд. И тут внезапный сюжетный поворот в духе Финчера.
Китайский классифайд присылает уведомлялку: «Вам может понравиться это». И показывает её — Audi Q2 L самого красного цвета, какой вообще бывает. И действительно — мне это может понравиться! Кидаю ссылку своему менеджеру, на следующий день диагност уже едет её смотреть.
И это шапито — мы с подборщиком Денисом Путковым смеялись над китайской диагностикой в голос. Потому что протыкать кузов толщиномером — это не диагностика. Видели бы вы, как Денис со своим зондом залезает в такие места, о которых не знает завод-изготовитель, и находит там то, о чём даже не подозревал бывший владелец. Вот в Китае этого нет. От той стороны я в итоге получил заключение на иероглифах, из которых следует ровно три момента:
Восхитительно. Говорю (трижды), сделайте ну простейшую диагностику основных узлов. Там, вашу !, турбомотор с непосредственным впрыском и «сухая» роботизированная коробка с двумя сцеплениями. Вы хотя бы ошибки считайте!
| |
|---|
| т.н. «отчёт» |
Тишина мне в ответ. По словам менеджера в РФ, диагностику (честно-честно!) китайский подборщик сделал, но в отчёт попадают только аномалии. Если не попадают — аномалий нет. Но верить приходится на слово, а покупать — по сути, кота в мешке. И это ждёт любого, кто захочет привезти авто из Китая или Кореи: диагностика местными подборщиками на площадке сводится к «протыкать толщиномером» и оценить «на глазок».
Не добившись глубокого исследования, решаюсь рискнуть: машине пара лет, пробег копеечный, обслуживание — дилерское, ничего критичного за это время случиться не должно. Даже с оглядкой на то, как наплевательски китайцы относятся к владению и обслуживанию.
Дальше шаги такие.
Перевозчик культурный: на время прогона по стране машина полностью страхуется. Каждый этап перевозки фиксируется в чатике. Правда, с лагом — поправка на разницу во времени между Екб и Дальним Востоком. Если пишут «машина прибыла в посёлок Зима», скорее всего, она оттуда уже отправилась.
Приехали в итоге как «вжух»: при обещанных 12 днях до Екб (и расчётных 20) машина уже через 9 дней была тут, «Кирилл, приезжайте, забирайте», в смысле — «забирайте», я её в среду ждал, а сейчас пятница, и мы с мужчинами культурно сидим, пьём квас, я утром не погожусь её забирать.
Таки забрали.
| |
|---|
| Екатерина Зайцева, 18 лет |
Немало их. В очередной раз убедился, что абсолютно любая вторичка — очень грязная сфера сродни проституции или торговле детьми. Даже в самой приличной компании вас если не наеобманут, то не скажут всей правды, а о чём-то тактично умолчат. Абсолютно любой аспект надо вытаскивать клещами, без конца уточнять, переспрашивать и перепроверять самому.
Один пример уже был выше:
— Мне надо синий или красный T-Roc с панорамой и адаптивным круизом.
— Без проблем привезем!
Точная цитата из переписки: «Ну я найду Вам авто без проблем в этот бюджет под ключ в Екатеринбург».
Через 3 недели «без проблем привезём» превращается в «вот белый, белый и белый, забирайте скорее». Правда, сейчас листаю переписку — там впроброс было что-то вроде «Но белых вариантов намного больше на рынке Китая». Правда, ниже после уточнения, что надо таки синий или красный, звучит: «Не составит труда найти».
Всё-таки составило. И взял в итоге вообще не T-Roc.
| |
|---|
Ещё пример. На всех этапах предварительного общения фигурировала «оплата инвойса», «сами оплатите инвойс», «пришлём инструкцию по оплате». Как будто никаких проблем?
Инвойс приходит в иероглифах. Из понятного только «Kirill Zajtsev». Что там написано? Бог весть. Может, «Оплата автомобиля Audi Q2 L любимой супруге». Может, «Отправь юани на деревню дедушке Лу, а мы твой дом-труба шатать, глупый лаовай».
Ладно, рискну. Послушно открываю юаневый счёт, покупаю юани, вбиваю все корр.счета и SWIFT’ы в платёжку, нажимаю «Отправить», и… Меня выбрасывает из всех сеансов интернет-банка, блокируется приложение на телефоне, от службы безопасности прилетает сообщение «Сходите ножками в отделение, подтвердите личность, сим-карту, возраст, рост, вес и пол с паспортом».
Нормальное такое «оплатите инвойс сами по инструкции, там ничего сложного». Заковыка в том, что о подобной проблеме есть дисклеймер в самом низу самой последней страницы инструкции по оплате инвойса. Которую присылают не в начале знакомства, а непосредственно перед оплатой. Мне бы её попросить в первый день, но задним умом знал бы прикуп — жил бы в Будве с черногорским ВНЖ.
| |
|---|
Ладно, в банке подтвердил тётеньке-операционистке, что я действительно тот, за которого себя выдаю, вот договор купли-продажи (в иероглифах), я не финансирую ничего плохого за рубежом — я машину купить пытаюсь (в кои-то веки не вру). Тётенька мне на слово верит, конечно, но что-то там параллельно с «эсбэшниками» трёт. «Эсбэшники» мне поверили (спасибо!) и доступ в личный кабинет разблокировали.
Платёж в Китай не прошёл. Всё по новой.
Говорю, «а если опять забанят?»
Тягостное молчание.
— Оплачивайте из отделения. Забанят — я вас снова разбаню.
Вот как легко и просто-то всё! Всего-то — убить световой день в отделении банка. Жалко, никто на старте не предупредил. Впрочем, что бы это изменило: «Ладу» я всё равно не куплю — не хочу жить на теплотрассе в коробке от холодильника.
Ещё нюанс: китайские VIN-номера не понимает ни один из известных мне интернет-магазинов запчастей. И ни один расшифровщик VIN-ов в принципе. Поэтому точную комплектацию до прихода автомобиля я не знал — наряду с поверхностной диагностикой с той стороны границы получается дважды кот в мешке.
На таможне я немного прилип: платежи считаются от актуального курса евро. Евро в момент прохождения таможни подскочил, а рубль — приупал. Я влетел на 36 тысяч сверх расчётного. Которых, понятно, не было. Ну, то есть были — если временно сесть на диету из дождевой воды и бересты.
На таможне, по ходу, нашу машину частично разбирали. Она пришла с задним ремнём безопасности, зажатым панелью отделки багажника. Видимо, под обшивкой искали колюще-режущее, наркотическое и прочее запрещённое. Ремень пришлось спасать из плена обшивки, благо, на это ушло 10 минут.
| |
|---|
В моём случае в договоре фигурировало «до 8 недель». И это во Владик. Берут нормально, с запасом. В реальности хронология такая:
Итого — от первого контакта до приёма-передачи 82 дня или чуть меньше 12 недель. Много это или мало? Оглядываясь назад — «вжух». Но в моменте вся эта возня с инвойсами, платёжками, походами по банкам, созвонами, нервами, «киньте 90 тыщ на карту «Сбера» по телефону» — как будто ещё одна работа у станка, только не тебе за неё платят, а ты за неё.
В чём смысл контор по привозу? Они обеспечивают осмотр на той стороне границы, переправку на эту, таможенную очистку и доставку до подъезда. В принципе, их работой я доволен. Особенно с оглядкой на комиссию: их навар с меня — 50 000 рублей. Как будто по-божески.
| |
|---|
Стоило оно того? На круг — с логистикой, таможней, всеми сопутствующими сборами — машина обошлась мне в искомые 2,2 млн рублей (а больше тупо не было). Посмотрите, какую дичь вам за эти деньги предложат на рынке новых — а тем паче, подержанных автомобилей.
Кому как — я не готов. Хоть и делаю этим несчастным отдельно взятого Максима Соколова.
Для дошедших до этого места — бонус-трек: честное мнение владельца Audi Q2 L без купюр.