Лучше всех все уже объяснил на своей прямой линии губернатор Самарской области. Это так прекрасно, что лучше уже не будет — сразу отливать в граните. И в Вечность!
Сложно что-то добавить, но со своей стороны попробую.
Все (Минпромторг, Автостат, Ассоциация Европейского Бизнеса) считают по-своему — ни одна из методик не совершенна. Кто-то дает выкладки по отгрузкам машин от дилеров, кто-то считает фактические регистрации нового транспорта в ГИБДД. Тем не менее, за вычетом абсолютных цифр (которые «плюс-минус») все сходятся в падении продаж год-к-году на 18–20%:
Очевидно, что год закроем на отметке 1,3+ млн штук. Это немного выше ожиданий многих аналитиков на старте 2025-го, и вполне соответствует текущему контексту: ни реальные доходы, ни доступность кредитов, ни фискальная нагрузка на отрасль (см. «утильсбор») — вообще ничто не способствует росту продаж дорогих и технически сложных товаров. В этом контексте и с такими вводными миллион с хвостиком — потолок для российского рынка.
А чего мы еще ждали, кроме итогового тиража в 1,3± млн штук? И чего получили под занавес года с мандаринками?
В первом квартале на фоне оживившегося переговорного процесса всех со всеми в народных массах появилось отчетливое ожидание: скоро все нормальные бренды вернутся, будет как в старые-добрые. И не сказать, что почвы под такими ожиданиями не было. Корейские медиа со ссылкой на свои источники наперебой сватали скорый камбэк Hyundai, Kia и Samsung, в ОАЭ Toyota проводила закрытые встречи с дилерами, где обсуждались варианты продолжения работы.
Как будто и правда — вот-вот!
Реальность оказалась прозаичнее: никто не вернулся. Более того, потеряли даже юридические шансы сделать это в прежнем формате. Например, у Mazda истек опцион на обратный выкуп своего завода во Владивостоке — он теперь навечно собственность российского Sollers. У Hyundai-Kia опцион истекает вот-вот, и вчера агентство Reuters вышло с заметкой со ссылкой на источник в компании: опцион истекает, корейцы не могут выкупить завод обратно из-за длящихся санкций.
Попутно на их заводе в Петербурге потихоньку выпускают автомобили GAC — журналисты уже нашли экземпляры (пока — штучные) российской сборки у дилеров. Официальных заявлений не было, но, судя по всему, корейцы свой завод оставят под управлением российской группы «АГР», которая в свою очередь начнет там полномасштабную сборку GAC.
GAC же ляжет в основу оригинального автомобиля «Яндекса»: это электричка Aion Y Plus, только собирать ее будут в Москве на «Москвиче». По всему, GAC за российский рынок возьмется в 2026-м серьезно, и это хорошая новость.
По Hyundai-Kia только скучать будем.
Другая крайность: в начале года после ряда дилерских конференций, на которых обсуждались итоги -2024, в профильных медиа начало циркулировать понятие «мусорные бренды». Это абсолютные аутсайдеры рынка с мизерными продажами: SWM, BAIC, Kaiyi. В прессе наперебой (как с камбеками) начали сватать их и ряд других на неминуемый уход с рынка. И что? А ничего: все тут и переходят с нами в 2026-й.
Некоторые — как BAIC — в обновленном формате: первые годы на рынке и производством, и дистрибуцией занимался непосредственно сборочный завод «Автотор» в Калининграде. Для которого продажи, маркетинг и послегарантийная поддержка — как будто непрофильное занятие (они промышленники — собирают разные машины разных брендов).
До кого-то в Пекине наконец-то дошло, что нужная своя структура, которая будет заниматься непроизводственными вещами профессионально — так BAIC пережил под конец года полную реорганизацию. Теперь всеми делами, кроме сборки, занимается специально созданный импортер «БАИК Моторс Рус». На нем — продажи, логистика, запчасти, сервис. Под шумок также поменяли логотип и пообещали ворох новых моделей в 2026-м году. Неплохо как для бренда, которого за три квартала до списывали все, кому не лень.
Но мы же все равно будем обманывать себя перед боем курантов? Ждать сказки и новогоднего чуда? Загадывать желания? Вот вам пища для надежды: кажется, 2026-й станет годом сборки абсолютно нового российского автопрома и рынка. Своего рода Ренессансом, восстанием Феникса из пепла. Ниже — мешанина из контекста, экскурса в новейшую историю и слухов.
С 2000 по 2022 силами азиатских и западных компаний в России вырос самый крупный автопром Восточной Европы — с производственными мощностями на выпуск 3 млн штук ежегодно. В 22-м все кончилось, на брошенные площади безальтернативные китайские и иранские компании не пришли — боялись вторичных санкций. Затащить их туда просто ласковым словом не получилось — Минпромторг и другие ведомства начали давить катком и в долгую. В 2026-м их усилия должны принести плоды:
И они задумались! Самые умные — заблаговременно, в 2026-м можно ожидать результатов.
Железно — «продавили» группу Chery: оригинальные модели компании после ребрендинга собирают в Калуге (Tenet), с мест поступают сообщения о расконсервации экс-завода GM в Питере (там будут собирать модели Chery Group), ширится кооперация между Chery и Автотором, автомобили Exeed мелкими партиями производят на экс-заводе Mercedes в Подмосковье.
А еще Chery зарегистрировала в РФ сразу 18 (!) новых брендов, среди которых Skala, Maxeed, Onives, Innova, Jaceer и Jaegoo. Во что-то из этого перебрендируют, как Tenet, продукцию всех дочерних марок — Omoda, Jaecoo, Jetour.
И все довольны: Chery, вроде, и не при делах — какие санкции? А Минпромторг со своей стороны компенсирует утильсбор (который производители тоже платят), делая бизнес на российском рынке финансово интересным.
А еще
В общем, все — буквально все, просто кричит о том, что после 2026 мы окажемся в новой реальности, когда большинство пустующих заводов перезапустят производством китайских машин под диковинными шильдиками. Да, звучит как дурка: у нас будут Chery как Onives, Jaecoo как Jaegoo, GAC как UMO «Яндекса» — и все другие покемоны, неизвестные за пределами РФ.
Зато заводы работают, пролетарии трудятся, экономика крутится. Это всяко лучше, чем наоборот, на это и предлагаю надеяться. А через год встретимся тут же и обсудим, что из задуманного не сбылось в этот раз.