С 2012 года в России есть утилизационный сбор на автомобили. Его ввели в преддверии вступления страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). Изначально утильсбор уплачивали только импортеры автомобилей, но с 2014 года стали выплачивать и российские автопроизводители.
Задумка благородная: импортер (а с ним и конечный покупатель) уплачивает взнос, а когда-то потом — когда автомобиль отслужит свой ресурс — его на эти деньги утилизируют. Безопасно для природы и с возможностью повторно использовать почти 100% материалов.
Собирали утильсбор все эти годы исправно. Если попытаться очень грубо прикинуть и свести воедино оценки Минфина, то с 2012 по 2025 в казну поступило порядка 5,67 триллионов рублей утилизационного сбора.
А сколько на эти деньги утилизировано за 13 лет? Хороший вопрос без ответа. В открытых источниках встречаются единичные упоминания того, что автомобили в принципе утилизируют.
Есть, например, такая цифра: в Москве за 9 месяцев 2022 утилизировано 2,5 тыс. автомобилей. Автопарк Москвы — около четырех миллионов легковушек. Соотношение можете прикинуть сами.
С 2022 года правила игры резко поменялись, утильсбор стал важным регулятором авторынка (и наполнения казны).
|
---|
Производство Lada, Тольятти |
Три года назад из России ушли все крупные производители, закончился самый крупный автопром Восточной Европы с мощностями на выпуск 3 млн штук машин ежегодно. Прямой импорт большинства западных и восточных брендов тоже остановился. На свято место стали приходить автомобили по параллельным каналам. Это неизбежно бьет по немногочисленным оставшимся локальным производителям (Sollers, АвтоВАЗ, УАЗ). Кто возьмет «Ладу» за 2,1 млн, если вдвое дешевле можно привезти правый руль — и лучше?
|
---|
Производство локализованных трансмиссий для грузовичков Sollers Argo, Заволжье |
«Утилем» начали играть, потому что в этом — большой политический и промышленный смысл. Локальным производителям Минпромторг частично или полностью компенсирует уплаченный утильсбор. Чем более локализована машина, производимая внутри страны, тем больше преференций. Конечная цель — стимулировать импортеров разворачивать локальную сборку тут.
|
---|
Запуск производства Tenet, Калуга (экс-завод VW) |
Импортеры, как видим, не разбежались инвестировать в российское производство: за 3 года активную деятельность развел только китайский JAC (партнер «Москвича», «Камаза», «Соллерса»), кое-какие бренды-аутсайдеры встали на конвейер калининградского Автотора (BAIC, SWM, Kaiyi). На кривой козе заехала Chery, которая через компанию-прокладку (Defetoo) наладила производство кроссоверов Tiggo в Калуге под прокси-брендом Tenet. Все вместе выглядит по-прежнему жидко: до недавних пор заводы-стотысячники тут были у Toyota, Volkswagen, Renault, Nissan. И они как минимум не простаивали (АвтоВАЗ сейчас на 4-дневной рабочей неделе).
Ставки утиля при этом росли и продолжают расти: за легковушку с мотором до 2 литров
Дальше «утиль» будут индексировать вплоть до 2030. Может, иранцы с индусами одумаются и хоть тогда запустят тут заводик?
При этом вплоть до недавних пор для российских автомобилистов существовала важная лазейка: физические лица, которые везут автомобиль с мотором до 3 литров для личного пользования на себя, платят льготный «утиль» — 5 200 рублей. Но для этого на всех этапах — от покупки за рубежом до таможни — в документах должен фигурировать конечный покупатель. И машину потом год нельзя продавать: иначе ФНС может посчитать, что вы — хитрый коммерс, машины возите на продажу. И доначислит вам утиль с 5 200 до «коммерческих» 667 400 рублей.
И вот эта лазейка теперь — под угрозой.
В Минпромторге решили еще немного поиграть с условиями «утиля» — в этот раз того самого льготного:
Предполагаемая дата вступления изменений: с 1 ноября 2025 года, если проект постановления будет утвержден. С ним, правда, странно: его опубликовали на федеральном портале нормативных и правовых актов, где он провисел несколько дней, собрал гору «дизлайков» (в эту минуту — 31 305 VS 81 «лайка») — и с портала пропал. Теперь, правда, снова там. И чем он нам всем грозит.
Ну. И. Так. Далее.
Если у вас только 2 миллиона, и не хочется «Ладу», — очень. Прямо сейчас вы можете пойти и взять новую Vesta с вариатором за 2,1 млн, а можете заказать из Китая 2–3-летний Volkswagen T-Roc, который просто на другом уровне инжиниринга, и во Владивостоке будет стоить с таможней 1,4 — 1,6 млн рублей (+ около 180–200 тыс. рублей доставка возом).
|
---|
Чуть дороже — в диапазоне 2,0 — 2,5 млн — оттуда же можно привезти Citroen C5 AirCross, лучший автомобиль прошлого года по версии меня.
|
---|
Если же вы оперируете бюджетами 3+ млн, то там вообще перед вами был открыт весь мир приличных автомобилей, пусть и слегка б/у. С очередными поправками и он закроется.
Потому что этот канал поставок активно растет. Сухие цифры (по Автостату):
Не все проекты доходят до финала: с февраля на том же портале висит похожий проект — поднять «утиль» по самосвалам. Пока без движения.
И вторая хорошая новость: машины до 150 сил, вроде, выведены из-под удара. И тот же T-Roc пролезет в льготный утиль «5 200» (а бензиновый Citroen — уже нет, он мощнее 160 сил).
Но — «вроде бы». По логике вещей, именно эта категория («до 2 млн») — злейший конкурент АвтоВАЗа. Так что планка «150» сил тоже может попасть под удар, иначе Lada Iskra сама себя не продаст, а 4-дневная рабочая неделя останется нормой.
|
---|
Производство Lada Iskra в Санкт-Петербурге |