Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Российский авторынок вернулся в естественное состояние: он валится в Ад

хлопок рубля
26 июня 2025, 10:09
Фото: архив 66.RU
За этой — не совсем позитивной — новостью кроется одна очень позитивная. Но я потяну интригу и расскажу её потом.

Что опять случилось

Как и ожидали некоторые паникёры, весной 2025-го российский авторынок начал — нет, не падать: валиться с оглушительным треском. Аналитики фиксируют всё новые и новые уровни дна:

  • март'25 -45,5% к марту'24;
  • апрель к апрелю -25,5%;
  • май к маю -26%.

За первые полгода 2025 все дилеры страны еле-еле смогли продать полмиллиона штук (годом ранее — 719+ тыс.шт. за тот же срок). Если грубо экстраполировать результаты полугодия на весь год, то за 2025-й российский рынок еле-еле сможет взять планку в миллион проданных штук.

Российский авторынок вернулся в естественное состояние: он валится в Ад
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Это чуть лучше годовых показателей Ирана или Турции, но слишком мало, чтобы встать на один уровень с Европой. Хоть какой-нибудь: в мае Россия вылетела из топ-5 европейских рынков, там в топ-5 теперь — Германия, Великобритания, Италия, Франция, Испания. И даже в Испании в мае продано 112 820 единиц (+18,6%), а в России в мае продано 92 218 (и это -28,3% к маю'24).

«Хуже» как образ жизни

В принципе, всегда может быть хуже. Последний раз ещё хуже было только в первом полугодии 2022-го, а почти также плохо — в первом полугодии карантинного 2020-го. Но после карантина рынок мощно отыгрался на отложенном спросе, и по итогам 2020-го получилось почти 1,5 миллиона штук. Сейчас всё выглядит так, что весь отложенный спрос реализован в недавнем прошлом. И теперь есть только спрос естественный, соответствующий реалиям экономики и момента в целом.

А реалии таковы, что кредиты фактически недоступны, рубль укрепился недостаточно, чтобы это было видно по прайс-листам, особенно после нескольких раундов повышения утильсбора.

Неестественным спрос был как раз таки в 2024-м, когда рынок мощно вырос вопреки всем скептикам и пересмешникам: ни курс рубля, ни ключевая ставка, ни реальные доходы населения как будто не располагали ни к чему, а по итогам года мы увидели почти 1,6 млн шт. и +48% к 2023-му. Теперь долго не увидим.

Российский авторынок вернулся в естественное состояние: он валится в Ад
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

А теперь — обещанная хорошая новость

К нам вернулся не очень знакомый «Рынок покупателя», антипод «Рынка продавца».

«Рынок продавца», это когда ты приходишь к дилеру за ходовой моделью, а он тебе с порога:

— Забрать вы ее, конечно, можете, но вот вам в нагрузку коврики за двести, сеточка в решётку радиатора за сотку, сигнализация. А ещё мы сделали (плохо) антикор, с вас пятьсот тыщ сверху.

Сейчас вы можете отыграться за унижения недавнего прошлого. Сейчас — Вы, элегантный джентльмен или миледи с котлетой наличных, — главный человек в автосалоне. Сейчас Вы можете вытирать о продавца ноги и хлестать его котлетой наличных — он всё стерпит. Не является инвестиционной рекомендацией и руководством к действию, является фигурой речи.

А если серьезно.

Компании-импортёры всё углубляют и углубляют скидки живыми деньгами.

Смотрите:

  • с лифтбека «Бездюн B70» скидывают 200 000 рублей разом, с легедарного кроссовера «Бездюн Т90» с 1,5 турбо — вообще 300 000 рублей;
  • белорусский бренд BelGee (Geely с другими шильдиками) весной был готов уступить с кроссовера X50 всего 231 тысячу рублей, а сейчас с порога даёт вам уже 290 000 скидки;
  • на следующую модель — X70 (в девичестве Geely Atlas Pro) братья-беларусы уступают уже 350–410 тысяч в зависимости от комплектации;
  • Haval без дополнительных условий скидывает с F7 разом 150 000 рублей, на Jolion — 150–250 тысяч, на Dargo — всего сотку (там, правда, и машина стоит минимум 3,15 млн).

А это вы еще только зашли в салон и ещё даже не начали хлестать менеджера котлетой наличных!…

В общем, не ленитесь изучать прайс-листы — они обновляются в режиме реального времени. И не стесняйтесь подавать голос. Летящий в Ад рынок — ваш рынок. Окно возможностей «взять автомобиль на своих условиях» открыто прямо сейчас.

Кирилл Зайцев