|  Фото: 66.RU | 
|---|
Даже так: Jaguar в России ни во что не ставят. Чтобы в этом убедиться, можно посмотреть на статистику продаж — «Джаг» будет там в самом низу, сразу после Cadillac и даже корейского Genesis. А вот чтобы понять, почему так — стоит углубиться в историю.
|  Фото: 66.RU | 
|---|
А история говорит нам, что Jaguar вообще-то — в пантеоне великих. Просто потому, что не великие по семь раз «24 часа Ле-Мана» не выигрывали — даже у Bentley там только 4 победы. А еще только великие создают машины-иконы: так было с Порше и 911, так было с Aston Martin и DB5, так было с Jaguar и E-Type. А задолго до E-Type был XK120. Быть может, не самый элегантный автомобиль своей эпохи, но самый быстрый — точно.
|  Фото: 66.RU | 
|---|
А началось все с двигателя, разработка которого велась в разгар Второй мировой. То есть там, значит, кругом Дюнкерк и бомбежки Лондона, ад и геноцид — а четверо инженеров корпят над рядной «шестеркой» с верхним распредвалом и полусферической камерой зажигания. Эта история должна быть в энциклопедиях — напротив понятия «Воля к жизни».
В общем, бомбежки не бомбежки, а после множества итераций получился мотор XK, где «Х» — «экспериментальный», а «K» — номер версии. Соответственно, пока нашли искомое, прошли весь алфавит от A до J и только на K остановились.
|  Фото: фирмы-производителя | 
|---|
Машина под получившийся мотор поначалу и не планировалась, но агрегат на чем-то надо показать и вокруг него собрали сырой прототип Super Sports. Сырой прототип фомкой и наждачкой превратили в XK120.
|  Фото: фирмы-производителя | 
|---|
Получилось так хорошо, что автору машины дали почетный титул «Королевский дизайнер в промышленности» — первый подобный случай в британском автопроме. Ну, правда ведь — красиво? И снаружи красиво:
|  Фото: 66.RU | 
|---|
И внутри. Внутри, пожалуй, даже краше: чистота форм, натуральность отделки в жанре eco-deadly — вразрез с нынешней модой на eco-friendly: если кожа — то с буренки, если дерево — то толстенный массив.
Еще было можно, это еще было нормально: до создания «Гринписа» — 23 года, до рождения Греты Тунберг — больше полувека, люди разного цвета кожи еще не мыли ноги друг другу, стоя на коленях; гендеров было два, брак — «союз мужчины и женщины», а бак — на 15 галлонов бензина, и его предназначалось сжечь без остатка в чреве шести цилиндров.
|  Фото: 66.RU | 
|---|
Потому что Jaguar XK120 — это не только красиво, это еще быстро. Очень быстро. 3,4-литровая шестерка о 160 конях давала максимальную тягу уже после 2 000 об/мин, а крутилась так вообще почти до 7000.
|  Фото: фирмы-производителя | 
|---|
Отсюда и резкий старт, и хороший прием, и высокая максимальная скорость — те самые «120» из названия. По расчетам, он должен был поехать со скоростью вплоть до 120 миль/час (192 км/ч), а поехал в итоге даже с максималкой 212 км/ч — правда, в доработанной версии. А в еще более доработанной версии — С-Type — он заехал на ту самую верхнюю ступеньку подиума в Ле-Мане.
|  Фото: фирмы-производителя | 
|---|
Но насколько XK120 максимально быстр сегодня, проверить удалось не совсем, потому что, учуяв меня, музейный экспонат испустил сначала антифриз, потом дух. Зато получилось вволю потолкать — тоже своего рода бесценный опыт.
|  Фото: 66.RU | 
|---|
| Как тебе такое, Джереми Кларксон?! | 
Впрочем, ему простительно — он мне в отцы годится. Ему уже можно вообще никуда не ездить — просто красиво стоять под софитами, и слюновыделение пойдет. Свое они красиво наездили — и преимущественно за океаном: большинство из выпущенных «сто двадцатых» осели в Штатах, что роднит его с 356-м и 911-м Porsche, основным рынком которых тоже была не выжженная войной Европа, а благополучный Новый Свет. Так что 80% из 12 078 штук XK120-х уехали в США, и по тем временам это был вполне себе рыночный успех.
|  Фото: 66.RU | 
|---|
Который чуть позже расширил и упрочил E-Type (тираж — >70 000 шт.) — тоже символ, тоже классика и тоже успех. А потом еще была эра по-королевски роскошных седанов а-ля XJ с V12, отголоски которых мы видим и слышим в современной линейке — вплоть до этого маленького XE.
В общем, инноваций, титулов, регалий «Ягуару» на протяжении всей своей истории было не занимать, но сейчас от (очень умных в целом) знакомых на BMW и Infinity я слышу смешки «Да какой же это премиум» и все остальные шутки про «…Надо брать сразу два — один запасной».
|  Фото: 66.RU | 
|---|
И тут мы плавно подходим к ответу на вопрос, который мучает меня лет, наверное, 12: почему Jaguar вообще никак не воспринимается российским покупателем? Все просто. Российский покупатель по очевидным причинам пропустил ягуаровскую Belle epoque, которая пришлась на 50–70-е. Золотых деньков XJ'ев с V12 российский покупатель тоже не заметил — кушать было нечего. Когда российский покупатель дозрел до того, чтобы просто посмотреть в эту сторону, в этой стороне был фордовский Jaguar с непотребным качеством сборки и позорными стартами в F1.
|  | 
|---|
| 85 гран-при, 51 сход из-за техники, 2 подиума. Выступлениями в «Формуле-1» Jaguar сделал себе рекламу с приставкой «анти-». | 
Смутное для английского бренда время совпало с взрывным ростом российского авторынка. Который английский бренд в лучшем случае не заметил, а в худшем — запомнил как производителя, простите, X-Type. То есть «Мондео».
|  Фото: 66.RU | 
|---|
На дворе давно 2020-й, но на Jaguar все еще смотрят с оглядкой на «отцов», а не «дедов». Что, конечно, неправильно, потому что сын за отца не в ответе, а дед у него был красавчик и умница.
|  Фото: 66.RU | 
|---|
Jaguar XK120: ТТХ
| Jaguar XK120 | паспортные данные | 
|---|---|
|  | 
 | 
|  | 
 | 
|  | 
 | 
|  | 
 | 
|  | 
 | 
|  | 
 | 
|  | 
 | 
|  Фото: 66.RU | 
|---|
| За тестовые автомобили благодарим «Музей автомобильной техники УГМК» и «Jaguar Лаки Моторс» | 
 
                                                     
  
 