Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Только на 66.ru: дымим резиной и тормозами на гоночном треке

9 сентября 2011, 12:00
Только на 66.ru: дымим резиной и тормозами на гоночном треке
Фото: 66.RU
А у нас дебют! Портал 66.ru впервые добрался до полноценной гоночной трассы – «Нижегородское кольцо». Жжём резину и палим сцепления на заряженном чешском хэтчбеке.

— Переднеприводная машина на треке — это нонсенс!, — скептически качают головой сотрудники «Нижегородского кольца».
— А какой она должна быть?
— Заднеприводная. И лучше «Формула»
(то есть авто с открытыми колесами, прим.автора)

Что ж, в свое время руки дойдут и до «Формул», пока же знакомимся с гоночным поведением на хот-хэтче.

Несмотря на иронию в голосе, персонал «Нижегородского кольца» очень приветлив и дружелюбен. Да что там: встретили как старых друзей вообще! Отдали в наше распоряжение весь трек, познакомили с нюансами, да еще и выкатили «безлимитную» питьевую воду. В +30 с лишним — очень своевременная мера.

Только на 66.ru: дымим резиной и тормозами на гоночном треке

Жара стоит и впрямь невыносимая: работать в такую пору тяжело, особенно фотографу. С другой стороны, полотно трека достаточно прогрелось, что сулит хорошее сцепление с дорогой. А это немаловажно, учитывая, что профессионально ездить из нашей съемочной группы никто не умеет — все на треке впервые.

Только на 66.ru: дымим резиной и тормозами на гоночном треке

Немного о самом кольце мы рассказывали в июле, когда писали про этап кубка «Лада Гранта». Сейчас оценивать будем по другим параметрам.

Только на 66.ru: дымим резиной и тормозами на гоночном треке

Для человека с бензином вместо крови «Nring» — это 3,2 км чистого счастья и экстаза: никаких радаров, никаких ограничений, гладкий, как стекло, асфальт высочайшего качества, широкие зоны вылета и гравийные ловушки безопасности. Можно я здесь поживу немного?

Только на 66.ru: дымим резиной и тормозами на гоночном треке

Можно! Граждан в трек-дни пускают за деньги, прессу — бесплатно. Хотя занести в кассу не жалко: «безлимитка», согласно официальному прайсу, стоит 1 500 рублей. За возможность ездить на все деньги без ущерба для окружающих и без риска штрафов — реально немного.

— Если не секрет, сколько будут окупаться вложения?, — аккуратно интересуюсь у сотрудников.
— Да лет 100, наверно...

Об этом же год назад в интервью нашему порталу говорил заядлый автофанат Евгений Мак, отвечая на вопрос, почему в Свердловской области до сих пор нет ни одного гоночного трека. Да, с точки зрения чистого бизнеса, строительство трека — меценатство. Вернуть затраты при жизни не получится даже инвесторам трассы в Абу-Даби, что уж говорить про российские «кольца». Не так еще у нас в стране развит автоспорт, тем более, любительский.

Только на 66.ru: дымим резиной и тормозами на гоночном треке

Хотя на отсутствие ни того, ни другого «Nring» не жалуется: за год с момента открытия трасса приняла кучу соревнований — от этапов российского кольцевого первенства RTCC до любительских кубков всех мастей.

Только на 66.ru: дымим резиной и тормозами на гоночном треке

Мы тоже любители, причем, самого что ни на есть начального уровня. Гоночных треков, кроме ледяных на Балтыме, отродясь не видели. Что ж, приступим к знакомству. Но тут...

Только на 66.ru: дымим резиной и тормозами на гоночном треке

Внеплановый пит-стоп — смена резины. Но не на гоночный слик, а на... запаску! Осматривая машину перед заездами, увидели вздувшуюся невесть откуда грыжу. Ее появление тем удивительнее, что в ямы не попадали, давление в шинах держали в норме. Искать ближайшую шиномонтажку, да еще и ждать, пока изнутри поставят заплатку — времени не было.

Только на 66.ru: дымим резиной и тормозами на гоночном треке

Отказываться от заездов после 2 000 км пути из Екатеринбурга было бы вообще глупо. Коллективно решили ставить запаску. Опробовали пару кругов — нормально едет! Разница в поведении не сильно-то и заметна.

Только на 66.ru: дымим резиной и тормозами на гоночном треке

Первым Octavia rS с пит-лейна на трек выводит Вадим Баханов, директор «Нижегородского кольца» и титулованный спортсмен.

Только на 66.ru: дымим резиной и тормозами на гоночном треке

Он вообще крайне интересный человек. Именно своей кажущейся заурядностью и простотой. Вот, например, у Бориса Шульмейстера есть сережка в ухе. У Олега Кесельмана подбородок как у Шварценнегера. А Вадим Баханов на гонщика снаружи не похож. Пока за руль не сядет. В его точных и дозированных движениях, в собранности и цельной посадке за рулем чувствуется профессионал крайне высокого уровня.

Ехать с ним — одно удовольствие. Неважно — пассажиром или «пилотом». Не зря, ведь Вадим много лет руководит школой водительского мастерства.

— «Вот здесь поворот хитрый: начинается тут... а тут уже доворот. Лучше заранее оттормозиться... открываемся вот здесь...»

Только на 66.ru: дымим резиной и тормозами на гоночном треке

Не могу не сравнить манеру езды Баханова с Олегом Кесельманом, благо впечатления от Porsche road show еще не остыли. Олег в своих движениях агрессивен и напорист, Вадим едет расслабленно и интеллигентно. При этом поддерживает высочайший возможный темп и безошибочно штурмует поворот за поворотом. Еще бы: ему тут каждый апекс — родной, каждая шпилька выучена до мельчайшего миллиметра. Вадим в среднем привозит 01:51:08 с круга.

Нам же есть, что поизучать. Это на схеме трасса выглядит не сложнее дороги на Нижние Серги, по факту — атас! Ни одного простого поворота в нашей конфигурации — все с переподвыподвертом.

Только на 66.ru: дымим резиной и тормозами на гоночном треке

Заходишь на траекторию, идешь на апекс и, казалось бы, вот он — выход... Ан нет! Тут еще и доворот есть, и изначальное твое вхождение было неправильным.

Только на 66.ru: дымим резиной и тормозами на гоночном треке

На первом круге я паниковал, на втором понервничал, а на третьем уже просто вспотел. Короткий разгон со старта, шикана, разворот, затяжная пологая связка 3 и 4 поворотов, за которой следует скоростной прямик. К сожалению, он внезапно обрывается пятым поворотом, заходить в который надо максимально узко, выходить — широко.

Только на 66.ru: дымим резиной и тормозами на гоночном треке

Еще один скоростной прострел резко переходит в «эску», а там начинается самое сложное. 7 поворот с доворотом после первого апекса. Ошибку в просчете траектории понимаю еще на входе: влетел широко и быстро! Аукается эта ошибка на выходе, когда машину выносит в гравийную зону вылета...

Только на 66.ru: дымим резиной и тормозами на гоночном треке

Еще один разгонный прямик, обрываемый жестким торможением в пол, пологий восьмой и хитрый девятый повороты проходятся довольно быстро, за ними следует жизнерадостный разгон до десятого, который еще сложнее, чем седьмой поворот!

Опять два апекса (уже под прямыми углами), отчаянная борьба с недостаточной поворачиваемостью, торможением догружаю перед, доворачиваю руль, пытаясь подыграть «кормой» — все-таки выхожу из десятого! На этот раз без вылета с трека. 11й под полной тягой, торможение под стрекот АБС, прямик, шикана 13-14-15, быстрый правый — выстреливаю на финишную прямую!

Только на 66.ru: дымим резиной и тормозами на гоночном треке


И по новой: разгон—тормоз в пол—руль на малый угол влево—вправо—держимся—держимся—открываемся—тормоз в пол—аккуратно газом—газ до упора—быстрый левый—успевай затормозить—хитрый разворот на седьмом—две передачи вниз—7 000 оборотов—восьмой под тягой—тормоз—открыть дроссель!—отсечка —левая педаль и торможение двигателем—десятый под визг резины и снос «морды»—газ в пол—одиннадцатый под тягой—левая педаль—разворот—в пол—шикана—руль вправо шире—руль влево уже—торможение—быстрый правый—финишный прямик.

Только на 66.ru: дымим резиной и тормозами на гоночном треке

И так несколько десятков кругов... Тормоза сдались на тридцатом. Задымили и попросились в отпуск.
Даем машине и турбине остыть, обсуждаем.

Вадим Баханов, мастер спорта, директор «Нижегородского кольца»:

Мягковата она для трека. Я бы чуть пожестче сделал заднюю подвеску, чтобы кренилась меньше. Боком выставляться не хочет: система стабилизации гасит заносы. Для обычной жизни, думаю, она великолепна, но для трека слишком нежна.

Перекур — и прыгаю за руль. Прошу Вадима Владимировича проехаться со мной, чтобы еще раз прокомментировать самые «затычные» места трассы. Ну, и мои навыки оценить заодно. Погнали!

Только на 66.ru: дымим резиной и тормозами на гоночном треке

— «Уже заходи, уже! Используй всю ширину полосы, раскрывайся шире, выходи воон на ту часть трассы... Надо было под сброс газа заезжать, бесполезно доворачивать и траекторию нащупывать туда-сюда: пусть машина сама задней осью подрулит», — комментирует Вадим мой излишне широкий заход и лютый снос передка на выходе. Под таким руководством реально мастером стать. При должном уровне практики, конечно.

Нам-то ее как раз и не хватает. Коллега Анастасия отмечает, что привычная, бытовая, манера вождения на гоночном треке только мешает: постоянно боишься задеть «встречку» (лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев, ага), оттого неверно заходишь в поворот, не там ищешь апекс, излишне узко выходишь, жмешься к обочине... Даже моих теоретических навыков не хватает, чтобы ехать максимально быстро.

Отсматривая onboard-видео со своих заездов, горько опечалился: учиться мне еще и учиться! Гонщики едут здесь минуту сорок, любители на трек-днях выезжают из 1:50. Я же из двух минут с круга так и не вышел — лучшее, что смог показать 2:27 и пара десятых. Без особого прогресса: мой первый круг: 2:33:21, второй — 2:27:0, дальше 2:31:16... Вот как выглядел мой самый «быстрый» круг.

Конечно, можно попенять на машину. Дескать, и тормоза у ней слабоваты, и резина рано начинает скользить, да и «морда» уж больно тяжелая, бороться с ней надобно... Но тут будет впору вспомнить поговорку про плохого танцора...

Только на 66.ru: дымим резиной и тормозами на гоночном треке

Машина, на самом деле, молодец. Хотя бы потому, что покорно давала насиловать себя на протяжении тридцати кругов, часть из которых весьма жестко проехал сам Баханов, а дальше я. Octavia rS, конечно, хороша. В повседневной жизни.

Только на 66.ru: дымим резиной и тормозами на гоночном треке

Хоть и бесконечно далека от спорта. Тяжеловата она для трека. И слишком грузная: все-таки больше 4,5 м в длину! Плюс, для такой езды нужна «механика», а DSG только мешается своими ранними переключениями. Даже ручной режим не спасает. Хотя, когда едешь с ним, переключаясь подрулевыми гашетками, можно почувствовать себя Дэвидом Култхардом. Или даже Феттелем.

Возможностей шасси хватает с избытком — за полотно машина держится до последнего. Первой все-таки сдается резина: штатная Bridgestone Potenza поплыла после первого десятка кругов.

Только на 66.ru: дымим резиной и тормозами на гоночном треке

Поперечные крены при таких габаритах и нагрузках, считай, что вообще отстутствуют — спасибо более жесткой, чем в стоке, подвеске.

Рулевое управление остается чистым и прозрачным даже в этих условиях: чертить заданную траекторию при такой внятной обратной связи — в кайф.

Но все же, все же, все же... То, что в повседневности является просторным салоном и большим багажником на треке оборачивается лишней массой. В итоге, чтобы править rS-кой из виража в вираж, надо изрядно потрудиться. Очень много времени уходит на возню с машиной и на борьбу с недостаточной поворачиваемостью. Поэтому мы пожалели чешский хот-хэтч и свернули ездовую программу: машинку жалко.

Только на 66.ru: дымим резиной и тормозами на гоночном треке

— А это что у вас такое стоит?, — показывая на туринговый Civic Typer R, спрашиваю Вадима Баханова.
— Прокатная машина. Скоро запустим прокат, можно будет ездить.

О как! Похоже, я уже знаю, где проведу новогодние и майские выходные...

Skoda Octavia rS на треке: за кадром

Только на 66.ru: дымим резиной и тормозами на гоночном треке
За 35 кругов (или 115 км) Octavia rS слопала 3/4 бака. То есть 41,25 литр. Итого 35,8 л/100 км. Заправлялись под завязку в тот день дважды... АЗС «Газпромнефти» на нас озолотились.
Только на 66.ru: дымим резиной и тормозами на гоночном треке

Снимали «интернациональной» бригадой из Екатеринбурга, Перми и Н.Новгорода.

Только на 66.ru: дымим резиной и тормозами на гоночном треке

Только на 66.ru: дымим резиной и тормозами на гоночном треке

В окрестностях трека обнаружился коттеджный поселок с аутентичным для нашей машины названием. Прямо как дома!

Только на 66.ru: дымим резиной и тормозами на гоночном треке

Текст, видео: Кирилл Зайцев

Фото: Александр Кудряшов, Анастасия Вяткина,

Благодарим коллектив «Нижегородского кольца» и лично Вадима Баханова за гостеприимство.

66.RU