Грешат этим и средства массовой информации, размещая фотографию ЗиЛа-111 в материале о «Чайке», и даже иные коллекционеры и реставраторы на вопрос викторины: какой автомобиль встречал первого космонавта Юрия Гагарина — дружно кричат: «Чайка кабриолет!»
Как так случилось, что в дизайне автомобилей разных автозаводов использованы одни и те же решения? И почему автомобиль высшего класса ЗиЛ-111 оказался в тени своей младшей двоюродной сестры «Чайки»? И, наконец, чем же, все-таки, отличаются между собой эти легендарные машины? Попробуем разобраться.
Нам повезло, что в Екатеринбурге находятся и тринадцатая «Чайка», и 111-й ЗиЛ, да еще в оригинальном состоянии! Никто не обшил белой кожей салон, не перекрасил кузов в металлик и не воткнул под капот двигатель, скажем, от Toyota, как это часто бывает.
Вот только «Чайка» с кузовом кабриолет, но так даже интереснее. Повезло нам и с тем, что председатель попечительского совета клуба «Авторетро» Дмитрий Борисович Басков вновь пошел навстречу и предоставил на тест эти бесценные раритеты.
В конце пятидесятых ЗиС-110, прослуживший 13 лет первым лицам государства, да и не только им (были модификации «такси» и «скорая помощь»), устарел как внешне, так и технически, и уже не соответствовал имиджу СССР как мировой сверхдержавы |
По некоторым данным, еще в 1948-м году на шасси серийного ЗиС-110 был построен автомобиль ЗиС-110М с более современным понтонным кузовом, стилистически напоминающим «Победу».
Неофициально на заводе этот автомобиль называли ЗиС-111, но по документам под этим индексом он нигде не значился. В первой половине 50-х, уже на новом шасси, был построен еще один образец, созданный заводским дизайнером Валентином Ростковым, и обозначавшийся как ЗиС-111 «Москва».
ЗиС-111 «Москва». Таких автомобилей, по разным данным, было создано 2 или 3 экземпляра |
Автомобиль демонстрировали на ВДНХ, но интереса у публики он не вызвал, к тому же, американский стиль, на который ориентировался и советский и мировой автопром в 1955-м году, резко сменил направление. Получалось, что 111-й «Москва» еще до начала выпуска уже имел устаревший дизайн.
Руководство предприятия приняло решение организовать конкурс на лучший проект нового представительского автомобиля. Победа досталась стороннему дизайнеру с Горьковского автозавода - Льву Еремееву. Ранее он трудился над ЗиМ-ом, а на тот момент работал над «Волгой» ГАЗ-М-21 и проектом, который позднее стал «Чайкой». В 1956-м пластилиновый макет нового автомобиля был готов. Автомобиль тогда уже назывался - ЗиЛ. Завод из «имени Сталина» переименовали в «имени Лихачева».
Надо сказать, что на Горьковском автозаводе сложилась аналогичная ситуация, ЗиМ (ГАЗ-12) тоже устарел и нуждался в замене. Так же, как и на московском автозаводе, во второй половине 50-х был создан модернизированный вариант ГАЗ-12В. Он уже носил имя «Чайка», и имел на решётке радиатора декоративную деталь в виде характерного профиля птицы. Снчала изменения носили косметических характер, затем на автомобиль установили автоматическую трансмиссию и форсировали двигатель. Но газовцы понимали, что нужна принципиально новая модель.
Модернизированный вариант ГАЗ-12В. Форсированный двигатель, АКПП, более мощные тормоза. Из внешних изменений: новая решетка радиатора с "чайкой", накапотное украшение, козырьки фар |
За океаном же стилистические решения менялись чуть ли не каждый год. Только так можно было конкурировать на перенасыщенном внутреннем рынке. Большинство производителей переключились на трёхлетний цикл обновления модельного ряда. За три года разрабатывалась и ставилась на конвейер совершенно новая модель. При этом каждый год проводился рестайлинг.
Однако, начиная с 1955-го года, в американском автодизайне наметилась общая тенденция: подчеркнуть скоростные свойства автомобиля. Внешний вид машины должен быть стремительным. Дизайнеры, желая визуально «растянуть» автомобиль, начинают добавлять козырьки над фарами и задними фонарями. Округлость уступает место угловатости. Высота кузова повсеместно снижается, длина же, наоборот, растет.
Чтобы сделать автомобили визуально ещё ниже, вводятся всевозможные горизонтальные молдинги и длинные выштамповки на боковине, а также двух- и трёхцветная окраска. Оформление задних фонарей, встроенных в плавники, всё больше напоминает о влиянии на дизайн автомобилей крайне модной в те годы ракетно-космической тематики.
На брусчатке эти автомобили в родной стихии |
Для изучения новейших образцов американской промышленности Центральным научно-исследовательским институтом (НАМИ) в разные годы были закуплены такие автомобили как: Buick Roadmaster и Buick Special, Lincoln Cosmopolitan, Cadillac Fleetwood 75, Chrysler Imperial Crown с кузовом лимузин и купе, Mercury Montclair, Packard Caribbean Convertible и Packard Patrician 400.
Это позволяло нашим умельцам быть в курсе последних тенденций американского дизайна и технической мысли. Что касается ЗиЛ-111, то в основу его стилистических решений, а впоследствии и разработанной тем же Еремеевым «Чайки» ГАЗ-13, лег дизайн Packard. В результате автомобили получились похожими друг на друга и, одновременно, на Packard.
Packard Caribbean Convertible 1956 года |
Packard Patrician 400 1956 года |
Несмотря на внешнюю схожесть, Patrician - это все же, так называемый, «четырехоконный» седан, тогда как и «Чайка», и ЗиЛ - машины «шестиоконные», а Caribbean и вовсе автомобиль двухдверный, огромная разница наблюдается и в габаритах.
Так что кузова наши конструкторы все равно проектировали и рассчитывали заново. К тому же, в те годы в советском автомобилестроении такое сходство с иностранной моделью воспринималось как своеобразный знак качества! И как нельзя лучше соответствовало лозунгу: «Догнать и перегнать».
Впрочем, ЗиЛ с «Чайкой» тоже не близнецы. Внимательный взгляд сразу отметит несколько характерных особенностей в экстерьере этих автомобилей. Прежде всего, это боковые молдинги.
Молдинг «Чайки» выражен ярче, кроме того, он визуально создает больший рельеф заднего крыла. Дополнительный нижний молдинг, идущий от задней колесной арки, только усиливает этот эффект. Сама арка ниже, чем у 111-го, настолько, что скрывает часть хромированного диска |
Молдинг ЗиЛа проще. Даже несмотря на то, что в какой-то момент молдинг становится двойным, он лишь придает кузову стремительности |
ЗиЛ может похвастаться маленькими «жабрами» на заднем крыле и каллиграфической надписью: ЗиЛ Сто оДиннаДцать. У «Чайки» ничего подобного нет. |
По-разному оформлена и передняя колесная арка.
Поскольку зиловская арка имеет округлую форму, то должную угловатость передней части автомобиля создает клиновидная боковина бампера, и хромированная накладка, напоминающая воздуховод, и переходящая в очередной молдинг. |
Арка «Чайки» сделана изящнее. По сути, она образованна двумя прямыми линиями с углом в 45 градусов. Впереди добавили побольше хрома, а верхний край арки теперь идет параллельно молдингу. Все. Визуальное ощущение скорости достигнуто, теперь можно даже нижний край бампера немного скруглить. |
Если смотреть на машины спереди, то ЗиЛ имеет более резкие очертания.
Прямоугольные ячейки облицовки радиатора, торчащие вверх клыки бампера, даже противотуманные фары имеют редкую для тех лет «не круглую» форму! Дополняют картину хромированные ребрышки на козырьках фар. Наверное, на скорости 170 км/ч, максимальной, на которую способен этот автомобиль, они помогают рассекать набегающий поток воздуха. Эмблема, да и сама решетка отделаны «золотом» – статус обязывает! |
Если сравнивать машины в этом ракурсе, то «Чайка» напоминает Еву, созданную из ребра Адама. Без «ребра» ЗиЛа здесь тоже не обошлось, но, как и в случае с Евой, получилось нежнее, совершеннее и красивее! Взять, к примеру, решетку, выложенную из силуэтов парящей чайки или клыки бампера, напоминающие не то турбины самолета, не то пули! |
Хрома на обоих автомобилях много, но кажется, что у ЗиЛа его все же больше. Причем, если у «Чайки» хромированные элементы сливаются в единое целое, то ЗиЛ будто покрыт хромированной ризой, от козырьков фар… |
…до козырьков задних фонарей. Сами же фонари выполнены в модном плавниковом стиле, который придает автомобилю сходство с самолетом |
Однажды стилист компании Cadillac Харли Эрл увидел (тогда еще секретный) истребитель-бомбардировщик Lockheed P-38 Lightning, и был настолько очарован его необычной конструкцией с двумя килями, что впоследствии снабдил Fleetwood 1948-го года маленькими килями-плавничками. Плавнички прижились, а во второй половине 50-х настолько вошли в моду, что выпускать автомобиль с иным оформлением задней части было просто неприлично.
У «Чайки» тоже плавники, но выглядят они современнее, и аэрокосмический стиль здесь угадывается еще больше! Овальные указатели поворотов здорово напоминают раскаленные сопла. На этот визуальный эффект работают и круглые отверстия в заднем бампере. Бампер 111-го тоже имеет «сопла», но из-за сплюснутой формы они смотрятся иначе. Признаться, их вообще не особо-то видно |
«Чайка» - эмблема Горьковского автозавода и название модели… |
…ЗиЛ в этом случае оригинальней, вовсю использует изображение памятника Юрию Долгорукому |
Когда смотришь на «Чайку», вспоминается выражение «Детройтское барокко». ЗиЛ же вызывает другие ассоциации: сталинские высотки, фонтан Дружбы народов… Посмотрите внимательно на эту фотографию, какой автомобиль лучше гармонирует со зданием Свердловского городского совета народных депутатов? |
Отличаются машины и габаритами. Если «Чайка» 5,6 метра в длину, что само по себе не мало, то ЗиЛ переваливает за шесть метров! По цифрам высота, да и ширина автомобилей, практически, одинаковые, но 111-й смотрится более внушительно, и дело даже не в том, что ГАЗ-13 - кабриолет, и потому изящней. Нет! Например, ЗиЛ-овский капот немного выше газовского, да к тому же еще и длиннее.
ЗиЛ длиннее «Чайки» на 540 мм, а его колесная база больше на 510 мм |
Двигатель, стоящий под этим капотом, тоже больше – на поллитра. Если у «Чайки» мотор 5,5 литров, то ЗиЛовский все 6,0. Однако, несмотря на такую разницу в объеме, мощность «Чайки» всего на пять лошадиных сил меньше - 195 против 200. Оба мотора, как и положено, V8. Ведь только с такими агрегатами можно было «догнать и перегнать» Америку. Двигатели разработали заново. И если на прародителе 111-го ЗиС-110 уже стояла шестилитровая, правда, рядная, восьмерка, то горьковский ЗиМ имел скромную тоже рядную шестерку объемом всего 3,5 литра.
У ГАЗ-овского мотора была весьма прогрессивная конструкция: блок, головки, впускной коллектор и поршни изготовлены из алюминиевого сплава. Даже в США алюминиевые двигатели появились только в начале 60-х. Дефорсированный вариант этого мотора впоследствии ставился и на БРДМ-2.
Пожалуй, ГАЗ-зовский мотор получился более удачным, чем ЗиЛ-овский. Кроме практического паритета в мощности, он не особо отстает и по крутящему моменту, всего 29 Нм, и обладает чуть более низкой степенью сжатия, что делает его менее требовательным к качеству топлива. Хотя по паспорту обе машины потребляют 93-ий. Именно 93-ий, а 92-й ввели гораздо позже.
ЗиЛ-111. Главная особенность – два аккумулятора. Если один вдруг разрядится, водитель прямо из салона может переключиться на запасной. Черный горизонтальный баллон - ресивер, его задача накапливать большое количество сжатого воздуха необходимое для остановки почти трехтонного автомобиля. Рядом с мощным генератором компрессор кондиционера. Достояние версии 111А, обычный 111-ый похвастаться этим не может, впрочем, как и тринадцатая «Чайка» |
ГАЗ-13 «Чайка». Гармошка под капотом – вакуумный усилитель привода тормозов. Оба автомобиля имеют воздушные фильтры с масляной ванной, призванной улавливать всю мелкую пыль, пропущенную фильтром. Если у ЗиЛа стоит уже сменный масляный фильтр, то у «Чайки» «вечная» центрифуга, которую нужно только иногда промывать. Аккумулятор один |
Моторы работают в паре с автоматическими коробками передач. ЗиЛ-овская создана на основе коробки PowerFlite американской фирмы Imperial. АКПП «Чайки» конструктивно схожа с той, что устанавливалась на «Волгу» ГАЗ-21 в первые годы ее выпуска. Кроме измененных передаточных чисел и коэффициента трансформации, коробка отличалась от волговской наличием кнопочного переключателя. Аналогичный переключатель имеет и ЗиЛ-111.
ЗиЛ-111. Н — нейтраль; Д — движение (а не drive); П — пониженная (только первая передача, аналог режима L в современных АКПП); ЗХ — задний ход. |
ГАЗ-13 «Чайка». Н — нейтраль; Д — движение; Т — тихий ход (аналог режима L); ЗХ — задний ход. |
Коробка «Чайки» прогрессивней, так как имеет три передачи, у 111-го - коробка двухступенчатая. Отчасти этим фактом, а отчасти меньшей на четыре центнера массой, объясняется преимущество «Чайки» по некоторым техническим параметрам.
Например, ГАЗ-овская машина разгоняется до сотни за 20 секунд, ЗиЛ на 3 секунды медленнее. Заявленный расход топлива «Чайки» 21 л/100км, 111-ый сжигает почти 30! Правда, больший, ровно в полтора раза, топливный бак обеспечивает главному автомобилю страны и больший запас хода.
«Чайка» до 100 км/ч разгоняется на 3 секунды быстрее, чем ЗиЛ |
В остальном конструкции автомобилей практически одинаковые. У обоих Х-образная рама, передняя независимая подвеска на пружинах и задний мост на рессорах. На передней и задней оси тормоза барабанные, а ручник воздействует на трансмиссию, а не на задние колеса, как это сейчас принято.
Если внешне и конструктивно автомобили, так или иначе, схожи, то оформление передней панели разительно отличается - не перепутаешь. Тут опять стоит вспомнить Packard.
Интерьер Packard Caribbean 1956 года |
ГАЗ-13 «Чайка». Тот же двухспицевый руль, те же круглы шкалы приборов, причем, в обоих случаях приборов пять, а самый большой всегда спидометр, даже часы и зигзаг на молдинге в правой части панели очень похожи. А несколько иное расположение приборов можно объяснить тем, что чайковская панель более широкая. |
ЗиЛ-111. Здесь интерьер совершенно иной. Оригинальный? Сложно сказать. Не исключены заимствования у вышеперечисленных американских автомобилей, закупленных НАМИ |
«Чайка» могла похвастаться пятидиапазонным радиоприемником с автоматической настройкой и электрическим приводом подъема и опускания антенны |
ЗиЛ-овский приемник проще, чтобы поднимать или опускать антенну на крыше… |
…нужно было вращать пластмассовую рукоятку над часами |
Передние сиденья обоих автомобилей представляют собой широкий кожаный диван с практически вертикальной спинкой, лишенный каких-либо регулировок. Все удобства для пассажиров.
Поскольку «Чайка» в варианте кабриолет, механизм складывания тента «съел» часть широкого заднего дивана, превратив его в двухместный. Откидные кресла среднего ряда, страпонтены, весьма удобны, а если их сложить, то VIP-пассажиры смогут полностью вытянуть ноги и даже в этом случае не достанут до перегородки разделяющей салон |
Из дополнительных удобств: пепельницы в подлокотниках и электрические стеклоподъемники. Такие стеклоподъемники впервые в истории советского автомобилестроения появились именно у героев нашего теста |
Тент «Чайки» складывается с помощью электрогидравлического привода. Механизм немного «устал» и на начальной стадии ему приходится помогать рукой. В сложенном состоянии тент закрывается специальным чехлом на заклепках |
С поднятым верхом автомобиль выглядит так. Антенны на задних крыльях не родные. Оригинальные больше раза в два и придают автомобилю особую стать |
Салон ЗиЛа просторней. База больше, да и диван шире. А вот страпонтены жестковаты, в основе их конструкции мощные стальные листы. Есть мнение, что в случае нападения на автомобиль, пассажиры заднего ряда могли прятаться за спинки страпонтенов |
Стекла задних окошек сдвижные, на «Чайках» с жесткой крышей они сделаны поворотными |
На «обычном» 111-м заднее стекло панорамное и гораздо шире. Наш подопечный имеет небольшое стекло, но широкие задние стойки крыши. В стойках размешаются воздуховоды кондиционера… |
…холодный воздух от него распределяется по всему салону через шесть таких вот «самолетных» воздуховодов |
Кроме пепельниц и электростеклоподъемников, ЗиЛ предлагает пассажирам заднего дивана возможность выбирать радиостанцию с помощью отдельного пульта на правом подлокотнике |
111-й это полноценный лимузин. Стеклянная перегородка тоже опускается с помощью электропривода |
За рулем приходится держать осанку, спинки вертикальные, а диваны расположены близко к рулю. Рабочее место ЗиЛа просторней, но ненамного. Чайковский руль приятней на ощупь, его обод толще. ЗиЛ-овская баранка настолько тонкая, что почти «прозрачная», обод перекрывает приборы, но ничего страшного – все видно сквозь него!
Педали газа напольные, а педали тормоза расположены уж больно высоко, ногу приходится задирать. Площадки для отдыха левой ноги нет, да и особо отдыхать ей не положено, у ЗиЛа левой ногой включается омыватель лобового стекла, а у «Чайки» еще и переключается свет с ближнего на дальний.
На ходу эти представительские автомобили типичные дорожные крейсеры: не едут, а плывут. Большие колеса с высокопрофильной резиной не замечают мелких неровностей, но хорошо чувствуют колею. На крупных выбоинах автомобили степенно раскачиваются с носа на корму.
Основное предназначение этих автомобилей - движения в колоннах. Потому салонные зеркала очень маленькие, а боковых нет вообще. Если верх «Чайки» поднят, обзор у нее хуже, чем у ЗиЛа, окошко в тенте совсем небольшое. Зато если верх опущен, она даст 100 очков вперед 111-у по обзорности! |
Давишь на газ - моторы начинают рычать по-грузовому и автомобили разгоняются, слегка присев на заднюю ось. Приседают они не от бешеного ускорения, а потому что такова кинематика подвески. Управлять ЗиЛом немного сложнее. Во-первых, он больше и длиннее. Во-вторых, он и весит больше, эту чувствуется, когда нажимаешь на тормоз. Тем более, что тормоза, учитывая возраст автомобиля, желательно качнуть два раза. Кроме того, большой лимузин приходится постоянно отлавливать, работая рулем, как водитель старого автобуса.
В повороты этот крейсер входит тяжело, но красиво |
Автомобили особо не располагают к быстрой езде. Хочется ехать медленно и плавно. Но ведь летали же на них водители-профессионалы, да еще как летали! Настоящие асы!
И, все-таки, лучшее место на этих машинах - задний диван. Хотя у «Чайки» с открытым верхом там здорово гуляет ветер, но это опять же, если быстро ехать, а если медленно, то очень даже ничего.
По широкому проспекту «Чайка», действительно, летит |
Был момент, когда мы выезжали с прилегающей территории на дорогу, и сразу несколько машин остановилось, чтобы нас пропустить. Уважает народ такие легендарные автомобили. Клеймит позором нынешний отечественный автопром, а старые отечественные автомобили все равно уважает. Да что там уважает – любит!
«Чайку» любит, наверное, все-таки, чуточку больше. Она стояла на одну ступеньку ниже и потому была ближе к народу. Выпускали ее долго, да и в гораздо больших количествах, чем ЗиЛ. Кроме того, само название «Чайка» - звучное и легче запоминается, чем все эти заводские аббревиатуры и числовые индексы. Слово это вообще стало, в какой то степени нарицательным. «Автомобиль чайковских размеров», «в стиле «Чайки»». Потому и принимают ЗиЛ-111 за «Чайку», раз он в ее стиле.
111-й же ЗиЛ - для тех, кто понимает. Для знатоков и эстетов, которые смогут оценить его индивидуальность, уникальность и историческую ценность. А еще оба эти автомобиля символ аэрокосмической эры. Нашей эры. Того времени, когда мы все-таки догнали и перегнали, и были во многом впереди планеты всей.
Разнообразие форм
ЗиЛ
ЗиЛ-111 выпускался с 1959-й по 1963-й годы. Общее количество выпущенных автомобилей - 112 экземпляров, включая модели 111А и 111В.
Опытный образец ЗиЛ-111 1958 год |
ЗиЛ-111А модификация с кондиционером внешне отличался задним стеклом меньшего размера. Стекло пришлось уменьшить в связи с размещением в задних углах кузова воздуховодов кондиционера. Именно такой автомобиль принимал участие в нашем тесте.
ЗиЛ-111В автомобиль с кузовом кабриолет. Выпускался с 1960-й по 1962-й годы. Обладал большей снаряженной массой - 2775 кг. Произведены 12 единиц, из них три в парадном исполнении со светлым тентом и дополнительным внутренним оборудованием.
Именно ЗиЛ-111В встречал первого космонавта Юрия Гагарина и привез его из аэропорта в Кремль 14 апреля 1961 года. Встречали эти автомобили и других высоких гостей столицы. После того как Москва отправила парадные 111В в отставку, они продолжали аналогичным образом эксплуатироваться в Алма-Ате.
ЗиЛ-111В |
ЗиЛ-111Г выпускался с 1963-й по 1967-й годы. Произведены 26 машин. Через четыре года после начала производства 111-го, был произведен глубокий рестайлинг, полностью изменивший облик автомобиля. Уникальный случай в истории отечественного автомобилестроения. Инициатором такого обновления был Никита Сергеевич Хрущев. Во-первых, Lincoln Continental Х-100 нового президента США Джона Кеннеди был современней и респектабельней, и Никита Сергеевич захотел такой же, только лучше. Во-вторых, Хрущеву не нравилось сходство 111-го с «Чайкой» ГАЗ-13, на которой ездили руководители среднего звена.
Опытный образец ЗиЛ-111Г. Боковой молдинг еще точно такой же, как и на «обычном» 111-м |
Первый опытный образец обновленного лимузина имел только видоизмененный передок в стиле Cadillac Fleetwood 75 1961-го года. Затем кузов перекроили практически полностью. На этот раз образ был, в основном, собирательный, хотя наибольшее сходство автомобиль имел с тем же Fleetwood. Техническую начинку оставили без изменений. Интерьер тоже мало изменился. Поддомкрачивался ЗиЛ как и Cadillac - под бампер, в результате изменения бамперов пришлось проектировать и новый домкрат.
ЗиЛ-111Г. Молдинг прямой как стрела |
ЗиЛ-111Д кабриолет на базе ЗиЛ-111Г выпускался с 1964-й по 1967-й годы. Произведены восемь единиц, четыре из них были предназначены для парадов. Аналогично, 111В после списания несли службу в Ленинграде и Киеве. Один экземпляр 111Д был подарен Хрущевым Фиделю Кастро, другой лидеру ГДР Эрику Хонеккеру.
ЗиЛ-111Д |
ГАЗ-13 «Чайка»
ГАЗ-13 «Чайка» выпускался с 1959-й по1978-й годы. Всего выпущены 3179 экземпляров. Основная масса этих автомобилей седаны. Известно о двух модификациях, отличных от базовой версии. Машина связи и сопровождения, оснащенная дополнительной антенной на крыше и оборудованием спецсвязи типа "Роса", а также машина-толкатель, в задачу которой входило, двигаясь впереди колонны в экстренных случаях, сталкивать с дороги автомобили, препятствующих движению колонны.
Опытный образец ГАЗ-13 «Чайка», 1957-й год |
В 1961-м году была предпринята попытка рестайлинга. Изменения коснулись только передней части автомобиля, фары стали двойные, изменилась решетка радиатора и бампер. Прообразом послужил Chrysler Windsor 1959-го года. Был построен как минимум один ходовой образец, но в серию эти изменения не пошли.
Попытка рестайлинга в 1961-м году |
Chrysler Windsor 2-door Hardtop 1959-го года |
ГАЗ-13А «Чайка» лимузин, отличавшийся от седана наличием перегородки в салоне. Сегодня известен только один сохранившийся автомобиль в этой модификации.
ГАЗ-13Б «Чайка» кабриолет (иногда называют фаэтоном) на базе ГАЗ-13, мягкий верх поднимался и опускался электрогидравлической системой управляемой с водительского места. Автомобиль выпускался с 1961-й по 1962-й год. Однако, по некоторым сведениям, в конце 70-х годов на ГАЗе изготовили два парадных автомобиля ГАЗ-13Б для министра обороны ГДР маршала Гофмана.
ГАЗ-13Б «Чайка». По разным данным, выпущены от 20 до 10 экземпляров. Сегодня сохранились четыре кабриолета заводского изготовления. Один из них стал героем нашего теста |
ГАЗ-13С «Чайка» (РАФ-ГАЗ-13С) универсал на базе ГАЗ-13, собирали на рижском заводе RAF. Выпускался (не каждый год) с 1968-й по 1982-й год, то есть, последние универсалы собрали уже после того, как ГАЗ-13 сняли с производства. По некоторым сведениям, собрали примерно два десятка. Медицинские учреждения, для которых предназначались эти машины, обслуживали заслуженных большевиков, высокопоставленных чиновников и членов их семей |
ГАЗ-13С «Чайка» разных годов выпуска отличались отсутствием или наличием стойки крыши в зоне заднего бокового стекла |
С Горьковского автозавода на RAF поступали готовые машины, где им обрезали крышу и взамен ставили более длинную, сваренную из трех частей. В задние рессоры, с учетом возросшей массы (более трех тонн вместо стандартных 2660 кг), вводили два дополнительных листа. Салон комплектовался носилками, ящиками и емкостями с медицинским оборудованием, имелись кислородные баллоны, электрошоковый аппарат и кронштейн для капельницы. Неизвестен ни один случай использования этих машин по назначению.
Часть таких «Чаек» была выпущена в виде обычных универсалов и никаким медицинским оборудованием не оснащалась. Существовал и фургон на базе ГАЗ-13C, возможно, исполнявший роль катафалка.
ГАЗ-13С «Чайка» фургон (катафалк) |
Помимо заводских модификаций, существовали варианты, сделанные силами ремзаводов, ремонтных мастерских и автобаз. Прежде всего, кабриолеты. Такие машины использовались для парадов в различных военных округах. Тент на таких автомобилях поднимался и опускался вручную. Существовали варианты и с частично обрезанной крышей, кроме участия в парадах такие машины часто использовали киностудии. Мягкий ход представительского автомобиля очень способствовал качественной съёмке в движении.
Варианты «Чаек» для киносъемок |
На основе ГАЗ-13 были построены четыре автомобиля с типом кузова напоминающим ландо. Два отправились в КНР, а две другие Хрущев подарил тогдашнему шефу ГДР Вальтеру Ульбрихту. Автомобиль использовали только в самых торжественных случаях, государственных визитов, первомайских и октябрьских праздников.
ГАЗ-13 «Чайка» «ландо» |
Существовала также «пожарная» «Чайка», находившаяся в распоряжении начальника пожарной охраны Москвы. Машина была окрашена в красный цвет и снабжена спецсвязью. А на этой, наверняка, ездил министр путей сообщения:
Железнодорожная дрезина на базе ГАЗ-13 «Чайка» |
И, наконец, тюнинговый вариант, выпущенный небольшой серией одним из военных заводов по заказу генералитета, для тех, кому по статусу ездить на «Чайке» было не положено, но хотелось. Машина представляла собой симбиоз кузовного железа от ЗиМа с комфортом и динамикой «Чайки». В народе автомобиль получил прозвище «ослобык».
«Тюнинговая» версия - «ослобык» |
«Чайки» использовались в качестве персонального транспорта высшей номенклатуры преимущественно — министров «второго ранга». На них ездили главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, послы СССР в зарубежных странах. Многие ГАЗ-13 обслуживали московский дипкорпус.
И седаны, и кабриолеты использовались на парадах, подавались при встречах иностранных лидеров, видных деятелей и героев, применялись в качестве машин сопровождения.
В отличие от ЗиМ-а, который официально находился в свободной продаже, «Чайки» можно было только получить. Получили «Чайку» писатель Шолохов, балерина Уланова и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. Есть информация, что машина Терешковой единственная белая «Чайка», покрашенная в этот цвет на заводе. Все остальные белые ГАЗ-13 перекрашенные.
Говорят, что многие «Чайки» после списания уничтожались. Делалось это якобы для того, чтобы злоумышленники не смогли, изучив конструкцию устроить диверсию, выведя из строя автомобиль высокопоставленного лица. Однако, остается фактом то, что отслужившие свой век в министерствах и прошедшие по два капремонта автомобили, передавались в Интурист, а также во дворцы бракосочетаний и ЗАГСы. Роль свадебного лимузина исполнял даже ЗиЛ-111, о чем свидетельствует снимок, и ЗиЛ-111Г, что нашло отражение в фильме «Одиноким предоставляется общежитие».
Легенды
Есть информация, что участвовавшая в нашем тесте «Чайка» связана именем Юрия Гагарина. Встречали первого космонавта и везли из аэропорта в Кремль 14 апреля 1961-го года, все-таки, на автомобилях ЗиЛ 111В.
А вот на открытой «Чайке» Гагарин ездил в Сочи. По одной версии машина Юрию Алексеевичу не принадлежала, по другой версии ему ее подарили после посещения Горьковского автозавода. Уже в наши дни гагаринскую «Чайку» долго искали, пока не обнаружили в ЮАР! Прежний хозяин долгое время не хотел ее продавать, переговоры о покупке напоминали переговоры дипломатические.
К сожалению, не удается найти фотографии, где Юрий Гагарин был бы запечатлен в этом автомобиле или рядом с ним. Как, например, с французским автомобилем Matra Bonnet Jet VS, подаренным Гагарину после его посещения предприятия Matra, специализирующегося на ракетно-космических технологиях, и попутно занятое выпуском автомобилей.
Юрий Гагарин рядом с автомобилем Matra Bonnet Jet VS
Что касается автомобиля ЗиЛ-111, принимавшего участие в нашем тесте, то известно, что он в свое время возил первых лиц в Венгрии.
А сейчас слабо такие авто выпускать?
люблю
спасибо)
надеюсь когда-нибудь все-таки нас автопром воскреснет. делали же прям произведение искусства!
Исправьте пожалуйста на "одометре".
545107[/ photo]
CENA - 950 000 US Dollars.
Цена: 950 000 US Dollars.