Fulwin A9 BEV, BYD Han L EV, Leapmotor A10, Onvo L90, iCar V27, Xpeng X9 — можете не утруждать себя запоминанием всех этих индексов как у роботов-пылесосов. Китайская индустрия к ним так и относится: автомобиль как крупная бытовая техника, просто еще один прибор в повседневной суматохе, не обращайте внимания — лишь бы в кредитную историю и социальный рейтинг вписывался. Китайцы наловчились клепать новые автомобили, как они клепают вообще всё: буднично, ритмично, на потоке.
В итоге разбирать отдельные премьеры выставки — смысла никакого. Их там 90+ мировых, а всего экспонатов больше тысячи. Все одинаковые — жалко коллег-новостников, которые отписывали это дело «с земли». Там надо наклепать тысячу заметок про одно и то же: «…последовательный гибрид…мотор-генератор 1,5 литра…один или два электромотора, суммарная отдача — до NN сил…три экрана по 15 дюймов каждый…»
Никакого резона — давайте сфокусируемся на тенденциях. Хочется кому-то или нет, но именно 30-миллионный китайский рынок сегодня задаёт смыслы на годы вперёд. Они сейчас такие.
После десятилетия оголтелой пропаганды, после немыслимых инвестиций, после раздачи прямых субсидий и скидок чистые электромобили не стали базой. Да, их продажи растут, где-то — кратно.
(только не надо мне про Норвегию — там рынок в штуках размером с ничего)
Но из 2025-го уже совершенно очевидно, что чистые электромобили остались нишевым продуктом. Просто ниша та — расширилась. Всё больше концернов переобуваются в прыжке, расчехляют программы по модернизации двигателей внутреннего сгорания.
Китайцы нашли изящный костыль — последовательные гибриды. Или, как их называют там, «электромобили с удлинителем запаса хода». «Удлинитель» — это простой советский 1,5-литровый турбомотор. Только он не вращает колёса напрямую — это генератор, который подпитывает батарею на ходу. Да — костыль из палаты мер и весов: мы отказываемся от ДВС в пользу электротяги, чтобы очистить воздух городов и спасти белых мишек от таянья льдов. Нет, мы всё же засунем ДВС в машину, потому что чистая «электричка» по-прежнему не универсальна.
Не то гениальность, не то шиза. В которую можно было бы не проваливаться, ведь есть прекрасный дизель: один раз заправил — 700–1200 км едешь. Или вот метан: проедешь столько же, но с реально нулевым выхлопом. Нет, не поедешь. Уже показывал два наглядных графика и ещё раз покажу.
Первый:
![]() Фото: архив 66.RU |
|---|
И второй:
![]() Фото: архив 66.RU |
|---|
Индустрия и дальше продолжит выдумывать костыли для батарейных машин, пока запасы ископаемых углеводородов сосредоточены главным образом в сомнительных местах (я про США, если что — а вы что подумали?)
Яркий пример такой конструкции — iCar V27, который приедет к нам в следующем году. Только его по пути переименуют в iCAUR. Да, мы познали ещё не все глубины китайского нейминга. Это очередной дочерний бренд Chery, на некоторых рынка его будут звать вот так — на случай, если у Apple возникнут какие-то вопросы. Или если они выпустят свой iCar.
V27 — это сборная солянка из дизайна всех классических внедорожников вообще, среднее арифметическое, нарисованное нейросетью по промпту «сделай мне тачку как «Гелик», Defender, Wrangler и 469-й УАЗ разом, 16:9, реализм».
Техника — как у всех других экспонатов Гуанчжоу скопом: силовая установка гибридная с 1,5-литровым бензиновым генератором, в движение машину приводят два электромотора — по одному на каждую ось, мощность топовой версии— около 456 сил.
Только на батарейке он может протянуть до 200 км, с помощью бензинового «удлинителя хода» — больше 1 000 км. Эти цифры можно запомнить: они кочуют от премьеры к премьере с незначительными вариациями: 1,5 литра генератор, 1–2 электромотора 200–400 сил, 200 км хода на батарейке, 1000 — суммарная. Вы прослушали краткий обзор всех 93 новинок Гуанчжоу.
![]() Фото: фирмы-производителя |
|---|
| Примерно любой автомобиль выставки в разрезе |
Китайцы обожают подобный формат, у каждого крупного производителя уже есть по полдюжины подобных моделей — и появляются еще. Geely, например, привезли в Гуанчжоу Galaxy V900. И на его примере тоже можно понять, как устроены все другие китайские минивены такого формата:
До экспансии «красной орды» в России машин такого формата почти не было — на ум из роскошных бизнес-шаттлов приходят только Toyota Alphard или Mercedes-Benz V-класса. У китайцев такого много, прямо сейчас можно взять Hongqi HQ9, GAC M8, Forthing Yacht. Эти, правда, еще бензиновые. Но и гибриды нас однажды тоже накроют.
Коллеги, которые работают на месте, удивляются: в Гуанчжоу в этом году очень много универсалов. А ничего удивительного: китайские компании метят на жирный европейский рынок, а универсалы в Европе любят. И вы снова очень удивитесь, насколько эти универсалы оригинальны по технической части. Взять хотя бы шоустоппер от Exlantix (да, еще одна дочка Chery):
А ещё — автопилот 3 уровня автономности на борту. И вот это отвал вообще всего.
В Гуанчжоу не протолкнуться от автомобилей с мощными чипами nVidia или Huawei. А ещё — радарами, лидарами, камерами, датчиками. У Exlantix, например, 27 датчиков, лидар, камеры. Всё вместе делает присутствие водителя как будто не нужным, хотя законодательно он всё ещё обязан находиться внутри. А так — для китайской индустрии автопилот III уровня автономности уже стал обыденным делом. Третий уровень — это когда автопилот работает до 120 км/ч, водитель может убирать руки с руля во многих сценариях, а машина сама контролирует движение — вплоть до обгонов и перестроений из ряда в ряд. Третий уровень — это когда машина может доехать до точки назначения по навигатору без вмешательства «кожаного мешка». Или по магистрали в правом ряду.
В чём отвал и уникальность ситуации: среди европейских моделей действующий автопилот III уровня до сих пор есть только у... Mercedes-Benz S-Class и EQS с системой Drive Pilot. Audi и BMW ещё проводят советы директоров. Потом им надо посовещаться с «зелёными», красными, профсоюзами, провести саммит, за ним митинг, а потом ещё раз всё финализировать с инвесторами и CEO по инклюзивности.
Китай в это время выкатывает GAC Hyper A800 с автопилотом Huawei Qiankun ADS 4: полноценное автономное руление, перестроение, прохождение перекрёстков, объезд препятствий, массовое обучение на виртуальных сценариях. Автоматическое определение ложно-положительных препятствий. Постоянный анализ дорожной обстановки по нескольким каналам. Такая же система уже установлена на миллион+ экземпляров Deepal S09, Fang Cheng Bao Bao 5 и других моделей.
В BMW и Audi проводят совет директоров, а группа Geely везёт в Гуанчжоу Zeekr 9X с системой G-Pilot H9, позволяющей двигаться без постоянного контроля со стороны водителя.
Самый ор вот в чём: в том же Гуанчжоу китайский филиал Audi показал новые A6 L и Q5 Sportback L с автопилотом Huawei. Которого нет у европейских версий этих моделей. Потому что, во-первых, Huawei местами под санкциями. Во-вторых, совет директоров сам себя не соберёт. Потом они же будут удивляться (сидя на пособии по безработице): почему это люди, которые вчера брали Audi на Pirelli, теперь массово пересаживаются в Geely на шинах «Сайлюнь»?
![]() Фото: фирмы-производителя |
|---|
| Линейка китайской FAW-Audi для Гуанчжоу-2025 |