Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Самострел или удар в спину? Зачем Китай ограничивает экспорт своих автомобилей

ясно-понятно
19 ноября 2025, 15:45
Фото: фирмы-производителя
В российском инфополе практически незаметной прошла новость об очередном ужесточении экспортной политики КНР. А потенциально это проблема того же масштаба, что отмена льготного утильсбора для частников. Давайте читать документ и разбираться.

Контекст

Китай и Корея закрывают для россиян вопрос недоступности привычных брендов вроде Volkswagen или BMW: привезти оттуда можно плюс-минус что угодно, просто втридорога — потому что параллельный импорт. А так — все есть: хоть б/у, хоть совсем новое.

Но. Из России напрямую нельзя купить ничего в Китае. Особенно совсем новый автомобиль бренда, официально у нас не представленного. Если у марки есть импортер (Changan, та же Geely) — экспортом-импортом занимается он. Если нет (Xiaomi, BYD, Volkswagen, Peugeot, BMW, Audi) — напрямую ни частник, ни юрлицо из РФ в Китае ничего у завода или экспортера не купит.

Нужен посредник на месте, который выкупит автомобиль. Физически он будет новый — пусть и с символическим пробегом километров 20. Но юридически в Китае он — уже б/у.

Вот с этой схемой — экспортом новых под видом подержанных — в КНР и начали бороться.

Самострел или удар в спину? Зачем Китай ограничивает экспорт своих автомобилей
Фото: скрины 66.RU

Вот, о чем речь. Машина в Китае уже выехала от дилера и имеет местную регистрацию. Дальше по бумагам она будет уходить на экспорт как подержанная, хотя пробега там может быть полкилометра — от шоурума до автовоза в РФ.

Что случилось

На прошлой неделе в Китае приняли интересную бумагу с витиеватым бюрократическим названием «Уведомление Министерства торговли, Министерства промышленности и информационных технологий, Министерства общественной безопасности и Генерального таможенного управления о дальнейшем укреплении управления экспортом подержанных автомобилей».

Там есть два ключевых пункта, оба потенциально перекрывают возможность параллельного импорта любых новых автомобилей вообще.

  1. С 1 января 2026 на экспорт можно будет отправить только машину, с момента первой регистрации которой прошло 180+ дней.
  2. На экспорт надо будет получить разрешение от штаб-квартиры бренда. Разрешение он даст только в том случае, если в стране назначения есть официальное представительство марки или авторизованные сервисные центры.

То есть, в теории,

  • все поставки автомобилей вырастут на +180 дней, которые машина должна находиться в Китае;
  • штаб-квартира бренда после этого все равно не даст добро на вывоз в РФ.

Как это должно выглядеть: приходит частный экспортер в представительство Audi и спрашивает:

— А можно мы отправим машину вашей марки в Россию?

Там сделают круглые глаза и ответят что-то вроде:

— Ты совсем дурной? Мы поддерживаем режим сокрушительных санкций против России!

А покупателю — как Марьиванне в том анекдоте — придется смириться и слушать песню «Валенки». То есть покупать автомобили Tenet. Или белую «Ладу».

Что говорят на рынке

В компаниях по привозу автомобилей из-за рубежа пока нет той ажитации, что была при отмене льготного «утиля»: работают как прежде, ждут разъяснений от партнеров с китайской стороны. Одну из возможных схем нам поведал частный поставщик автомобилей из Китая и Кореи:

— «Будут мутить с документами. Занижать год. Или просто свозить машины в «отстойники» на полгода, делать им регистрацию. С этой отсрочкой потом продавать».

Но тогда остается вопрос с разрешением бренда на экспорт из Китая. Но и он как будто решается: одобрением бренда на вывоз автомобиля из КНР в братские Казахстан или Монголию.

Но ведь пострадает сам Китай!

Увы, нет. Пострадает только российский потребитель и российский бюджет. Дальневосточная таможня отчиталась об очередном рекорде: за неполные 3 недели ноября они оформили уже в 3,6 раза больше машин, чем за тот же период годом ранее. И это все, главным образом, те самые «новые под видом б/у» или конкретно «б/у», которые везут для частников.

Самострел или удар в спину? Зачем Китай ограничивает экспорт своих автомобилей
Фото: Дальневосточное таможенное управление

Ситуация в Уссурийске

В целом, частный импорт из Китая в этом году вырос на 300 (!) процентов*, из Кореи — на 88%. Суммарный ввоз «физиками» машин из-за рубежа — 382,9 тыс.штук с начала года, на 15% больше, чем в 2024-м.

И это больше трети от тиража новых легковушек, проданных в стране с начала 2025-го.

Проблема в том, что на внутрикитайском фоне эти цифры — пыль:

  • с начала года на локальном рынке продано свыше 27 млн* новых автомобилей;
  • только BYD за этот период реализовала на домашнем рынке больше 2 млн штук;
  • Volkswagen — больше 1,3 млн штук.

Весь российский рынок новых легковушек, для сравнения, 1 061 625 штук. Еще 382,9 тысяч — частный импорт, но там вперемешку — б/у как б/у и новые под видом б/у.

И даже если сложить все результаты всех продаж вообще всего в РФ с начала года, как будто очевидно: КНР с внутренним рынком на 30+ млн автомобилей в год может позволить себе ограничить отправку нескольких сотен тысяч машин.

И даже не заметить этого.

* все цифры — «Автостат» и агрегатор Marklines

Кирилл Зайцев