Был как-то проездом в Батуми, в переулках на выселках наткнулся на белорусское кафе. Натурально — выселки: кругом стройка, гаражи, пылища — и в закутке белорусы делают драники. Только их и делают: в меню — 28 сортов драников, в том числе — под соусом «Бефстроганов» и «Бешамель». Был еще соус «Том-ям» со знаменитыми белорусскими креветками, но я воздержался и пошел по нашей славянской классике. А, еще там был борщ. Нажористый, как сам жор. И наваристый, как сам… ну, навар.
![]() Фото: 66.RU |
|---|
| Пруф борща. |
Самой большой ошибкой в жизни было взять и борщ, и драники. Перед шефом и официантами неудобно: взял — надо съесть. И я съел, чего бы мне это ни стоило! Но потом из-за стола не встал — выкатился. Толстый, как помойный енот из благополучного пригорода Сан-Франциско. С тех пор очень люблю все белорусское, а тут — глядь! — дают белорусские автомобили национального бренда «Белджи». Дай, думаю, гляну. Захожу в салон — а там сразу красиво: все на беларуской мове. Правда, в каком-то польско-литовском ее изводе, ни слова не понял — глаголица, поди-ка, а я ее прогуливал.
![]() Фото: 66.RU |
|---|
Менеджер подлетает мухой — не то, что во многих других салонах. Наверное, хочет есть (и в Батуми). И сразу к делу, без прелюдий:
— У нас щас акция на BelGee X50, так-то два-пятьсот, но по-братски отдам за два-двести, но там допы еще стоят — сеточка и коврики, но я с РОПом поговорю — уведем их в скидку, вообще два-сто будет!
— Пачакай, не гані, — говорю с виртуозным фрикативным [гэ]. — Я сам с Беларуси родом (врать вошло в привычку), решил вот узнать, што за гэткі беларускі кросовер?
— Да какой «белорусский», это ж Geely!
Ой-вей.
Не буду называть дату, место и имя менеджера — его потом уволят за раскрытие важных корпоративных секретов. Которые, впрочем, давно секреты Полишинеля. Китайские автобренды, которые в «десятые» годы мечтали хоть о какой-нибудь доле российского рынка, которые в начале «двадцатых» получили его весь бесплатно и разом, к 2025 начали максимально дистанцироваться от российского рынка.
![]() Фото: 66.RU |
|---|
| Если серьезно, то из всей китайской тройки — и всех «китайцев» вообще — именно Geely мне видятся самым культурным продуктом. Сказывается тесная спайка с Volvo, которую Geely купили в кризис конца «нулевых». Это прямо Машины, пусть и с беларуским шильдиком. |
Geely и тут — в числе пионеров. Напомню, что именно они были единственным в истории иностранным легковым партнером новоуральского АМУРа. Правда, в тот период своей истории, когда собирали преимущественно отходы производства (мавзолеи и погоны) под видом настоящего автомобиля.
И та самая Geely 17 лет спустя обкладывается со всех сторон прокладками, усиленно делая вид:
нас. тут. нет.
Последний пример — дебютант этой осени, новый бренд Nordcross. С единственной пока моделью NORDCROSS 001. Именно так — капсом. Там кому-то очень нравится капсом — как нравятся Long-версии всех машин подряд. Чтобы никто не заподозрил, будто короткий. Не суть. Вернемся к NORDCROSS 001, и не надо особо хорошо разбираться в сортах китайских автомобилей, чтобы распознать в нем Lynk & Co 09 — гибридный кроссовер совместного бренда Geely и Volvo. Стоп, какое Geely и Volvo? Никакого Geely и Volvo тут нет. Официальная легенда гласит:
— «Nordcross — локальный бренд для продвижения премиальных автомобилей из Китая, сертифицированных и специально подготовленных для экспортных рынков. Что означает название бренда? Nordcross = Crossovers for the Northern Сountry или Кроссоверы для Северной страны».
И никакого ООО «ДЖИЛИ-МОТОРС»— есть ООО «СЛАВА МОТОРС РУС» (да, все снова капсом — не забывайте, у них Большой). И тут тоже нужна пояснительная бригада на два абзаца, как с NORDCROSS: СЛАВА — это как певица-классик («Одиночество-сволочь») — или как КПСС? С учетом корней бренда, скорее, второе.
![]() Фото: 66.RU |
|---|
NORDCROSS пока привезли одну-единственную модель, это гибридный кроссовер с двухлитровым турбо и электрическим довеском. Ближайший родственник по технике — Volvo XC90 2-го (и до сих пор актуального) поколения.
И это солидная заявка на безоговорочное доверие сразу: я искренне убежден, что любой половозрелый мужчина однажды должен дорасти до Volvo. Пусть даже оно не Volvo, а NORDCROSS от ООО «СЛАВА МОТОРС РУС». Которое, кстати, отвечает еще за один оригинальный прокладка-бренд — ЗНАЛЗВЕЗДУ, Knewstar.
![]() Фото: 66.RU |
|---|
У оного бренда дела так себе. Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков насчитал 4 975 проданных с начала года экземпляров. По итогам пикового для себя 2023-го эта же модель, но под исконным именем — Geely Tugella — продана тиражом 15 149 машин. Как будто что-то пошло не так, но что? Ведь такой звучный и перспективный бренд — KNEWSTAR. Правда, мне в нем упорно мерещится «KИEWSTAR», и на этот счет у меня в загашнике много шуток, однажды я их все пошучу. Потом.
![]() Фото: 66.RU |
|---|
| Без иронии, Geely Tugella — очень, очень хорошая машина. Чуть тесновата, быть может, но сделана культурно и дотошно. Все-таки в Geely времен Volvo не дураки работают. |
А сейчас зафиксируем такой момент: из России «ушли» Geely Tugella, Coolray и Atlas Pro, зато появились беларуские BelGee X50, X70. А еще — ЗНАЛЗВЕЗДУ 001 от ООО «СЛАВА МОТОРС РУС», они же везут сюда Lynk & Co 09, которого тут никогда не было, а теперь вот есть!
Только ни Geely, ни Volvo не при делах. При делах — юрлицо с уставным капиталом 10 000 рублей. В учредителях — компания «Славный Путь Технологии» из Макао. Что? Да. И никакого Geely.
На этом фоне не удивлюсь нарастающей волне слухов: мол, Geely с радаров исчезнет окончательно, вместо нее будут BelGee, Nordcross, Knewstar и… Volga.
Следующий секрет Полишинеля мне в салоне выдали буквально с порога — даже не пришлось врать.
— А что вот за «Тенет» такое?
— Да какое «Тенет», это чтобы Chery могла и дальше в России продавать машины. Они на какую-то там биржу собрались.
— Братан, я с тобой в разведку не пойду.
![]() Фото: 66.RU |
|---|
| «Тенет». Маде ин Раша |
Но правда есть правда: Chery Group хочет на IPO (знать бы еще, что это), и нагенерила под это дело много новых РФ-юрлиц. С 2005 года они (и суббренды Exeed, Omoda) работали от лица АО «Чери Автомобили Рус». Теперь не работают: за Exeed и Omoda отвечает некое ООО «Онивс Рус», за Chery — ООО «Тенет Рус».
![]() Фото: 66.RU |
|---|
«Тенет Рус» никак не связано с Chery, там вообще два учредителя — ООО «Агр Холдинг» и ООО «Этиджей Рус».
«Агр Холдинг» к Chery не имеет никакого отношения, это российская компания. Правда, в составе учредителей присутствует два лица, пожелавших скрыть свои данные согласно ФЗ №129.
ООО «Этиджей Рус» тоже не имеет никакого отношения к Chery, у них в учредителях вообще иностранная «УХУ ДЕФЕЙТУ АУТОМОБАЙЛ ТЕХНОЛОДЖИ КО., ЛТД». Из китайского, соответственно, города Уху.
— Алиса, штаб-квартиры каких брендов находятся в китайском Уху?
— В китайском городе Уху (провинция Аньхой) расположена штаб-квартира автомобильного гиганта Chery Automobile Co., Ltd., одной из крупнейших автомобильных компаний Китая и ведущего экспортера легковых автомобилей. Chery инвестирует значительно в производство и развитие инновационных комплексов именно в Уху, где находится их главный завод и управленческий центр.
Да я Шерлок! А Chery Group теперь можно и на IPO. Говорят, в рамках первичного размещения акций уже привлечено около 9,145 миллиарда гонконгских долларов (примерно 1,17 миллиарда долларов США). Я бы на их месте тоже переименовался. Хоть в «Тушку», хоть в «Чучелко».
![]() Фото: 66.RU |
|---|
| Ребрендированный ДЦ Tenet. Под одной крышей — Chery с оригинальным шильдиком и Chery под российским шильдиком Tenet и калужской сборкой. |
Но давайте закругляться. К излету 2025 года совершенно очевидно, что исконные китайские бренды или активно размывают свои связи с Россией, или как будто полностью их разрывают. Чтобы было не так токсично. В итоге нигде в мире нет брендов NORDCROSS, KИNEWSTAR, BelGee, Tenet — есть Geely и Chery. А в России — вот так. И я уже запутался: это еще постмодерн или уже дурдом? Мне-то ладно — просто смешно, а потребителям в этом зоопарке ориентироваться.
Кстати, про потребителей — те, которые покупают Omoda и Exeed у официальных дилеров с гарантией «7 лет или 200 000 км пробега». За бренды Omoda и Exeed отвечает ООО с уставным капиталом всего 100 000 рублей. Что это значит. Это значит, что при финансовых претензиях со стороны третьих лиц ООО отвечает своими активами и уставным капиталом — сотней тысяч рублей в данном случае. А ну да какой массовый сбой? Вроде «залипающих» педалей газа, которые приводят к человеческим жертвам?
Hy, теоретически. Выясняется какой-то (тьфу-тьфу-тьфу) крупный технический косяк, вы — к дилеру за ремонтом, дилер — к импортеру за возмещением. А у того сотка уставного капитала. А вас таких бедолаг — под сотню и с коллективным иском на миллиард. На что в этом случае можно рассчитывать потребителю?
Отвечает Друзь.
![]() Фото: 66.RU |
|---|
| ¯\_(ツ)_/¯ |
Помимо доступа к глобальным биржам, у китайских брендов есть и другие резоны как минимум не афишировать свою деятельность в России, как максимум — сделать ее совершенно невидимой.
По данным все того же «Автостата» и фирм-производителей,
А еще из последнего: Chery очень лихо полетела на рынке Британии, а электрички Geely очень хорошо пошли в ЕС. Китайская BYD в Европе вообще рвет чарты: рост продаж на 300% за первые девять месяцев 2025 года, 120 859 автомобилей. В сентябре 2025 года компания продала в Европе почти 25 000 новых автомобилей, что почти в пять раз превышает продажи того же месяца 2024 года. Это позволило BYD войти в топ-20 автомобильных брендов региона, сократив отрыв от Tesla.
Поэтому BYD вообще не пошла на российский рынок.