Во-первых, мы оказались в ситуации безальтернативного доминирования красной орды. Во-вторых, проснулись в симуляции: когда даже красной орды как будто нет, а есть бесконечные прокси и прокладки с непроизносимыми названиями.
Это что касается покупки. Но и процесс владения автомобилем изменился драматически: большинство привычных брендов расходников, запчастей и горюче-смазочных встали и вышли с рынка, российский автомобилист остался один на один со свечами «СаранскОрскПромТорг» и маслом «ГазМязНефтесинтез». В изобилии есть и привычные коробочки Bosch, и канистры Mobil 1. Но без присутствия правообладателя в стране следить за чистотой породы (и таможней) как будто некому. И далеко не факт, что в коробке Bosch — Bosch, а канистре Mobil 1 — Mobil 1 (а не, допустим, «2» и с подпольного НПЗ в Сычуане).
В общем, на беседу к Алексею Мельникову, гендиректору компании «Акронд», я шел со вполне прозаическим сценарием, который понятен примерно всем:
«У меня не очень старая, но и не совсем молодая машина, раньше я лил на ТО какие-то понятные вещи вроде «Мобила», а теперь?..»
А что — теперь?
— Гиганты вроде ExxonMobil нас покинули. Как и французский Total, и многие другие. Кто пришел им на смену? Корея вроде тут.
— Корейские [бренды] остались, но из корейских ходовые — это ZIC и Kixx, они как были, так и есть. У них усложнилась логистика и механизмы оплаты, но они официально присутствуют. То, что касается европейских и американских брендов, то, естественно, они все возятся параллельным импортом.
— Откуда? Тот же Mobil1.
— Когда все началось, мы первым делом начали искать каналы для параллельного импорта — в первую очередь из Турции. Сейчас у нас несколько турецких поставщиков, возим часть продукции из Эмиратов и часть из Индии.
Но основной канал — Турция, потому что у ExxonMobil там есть собственный завод. Немного мы возим из Европы, но там более сложная логистика, более сложная цепочка посредников. И получается подороже. Оттуда имеет смысл везти только ряд продуктов, которые в других местах просто не найти. Потому что в той же Турции, например, завод Mobil производит далеко не всю линейку масел. Какие-то ходовые продукты производятся там, а какие-то более редкие ищем на других заводах ExxonMobil.
![]() Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
— А Ближний Восток?
— Что-то возим из Эмиратов — из Дубая. Там производится довольно ограниченный спектр масел — например, индустриальные. Моторные же масла для легковых автомобилей у них получаются существенно дороже, чем из Турции.
— Юридически страну покинули правообладатели. А раз нет правообладателя, следить за таможней некому, соответственно — выросло количество контрафакта?
— Естественно. Это очень большая проблема. Рассчитывать можно, в общем, только на честность поставщика. Мы, например, очень тщательно подходим к закупкам, проехали всех наших поставщиков. Весь 2022 год у меня в путешествиях прошел. Прежде чем везти первую партию от официальных дистрибьюторов, брали образцы и сдавали на анализ в лаборатории. Сравнивали характеристики европейских, турецких, арабских образцов. Только убедившись, что продукт действительно соответствует, работали с ним.
Даже у меня были сомнения, потому что канистра, например, с турецкого завода отличается, прямо скажем, не в лучшую сторону от того, к чему мы привыкли. Сам пластик, видно, что попроще и подешевле. Но содержимое полностью соответствует заявленному продукту.
![]() Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
— Но это вы, профессионалы, работаете с поставщиками, с лабораториями и можете выявить контрафакт, а вот простому потребителю как отличить настоящий — там, условно «Мобил» или «Шелл» — от поддельного?
— Тщательно выбирать поставщика, изучать этикетки импортера на канистре. На ней обязательно должна присутствовать информация о наименовании товара, стране производства, непосредственно сведения о заводе-изготовителе. Там же проверяйте данные о импортере в страну (точно должны быть наименование и адрес) и характеристики товара.
![]() Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Пример этикетки импортера |
— Помимо ушедших, появилось очень много новых брендов, большинство из них вообще неизвестны потребителю и мимикрируют под германские или японские. Там, какой-то ROLF, какое-то Totachi. А на самом деле откуда они и можно ли им доверять?
— Что касается ROLF и Totachi, это бренды не молодые. «Рольф» производится в Обнинске, достаточно крупное производство, один из крупнейших маслосмешивающих заводов, и это нормальный завод. Одно время они работали на контрактное производство, и там даже разливали Total.
Потом они сделали несколько брендов, в том числе «Синтек» и «Токаяма», это основные их бренды. Это чисто российское производство.
![]() Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
— Китай?
— Про Китай мне сложно сказать, потому что мы с Китаем не работаем. Отзывы разные. В принципе, в Китае можно найти вполне себе достойного качества продукцию. Как правило, крупные мировые бренды имеют там свои производства. Но что касается непосредственно китайских брендов, то, по отзывам, недостаточно стабильное качество.
— Как за три года изменились цены? Для конечного потребителя.
— Навскидку, я думаю, цены в рознице выросли в полтора-два раза. Сказался и курс, и удар по логистике.
— Что думаете про российские масла? Знатоки упорно убеждают меня, что в РФ делают хорошую в том числе синтетику.
— Для автомобилей массового и среднего уровня они вполне подходят. На не новые, не самые современные автомобили. Вполне.
В России сейчас картина очень пестрая. Появилось очень много новых брендов за последние два-три года. Некоторые из них притворяются импортными, некоторые позиционируют себя как российские. И среди них есть на самом деле неплохие бренды.
Вот мы, например, нашли в Татарстане производителя TAIF. Единственный в РФ производитель полиальфаолефиновых (ПАО) базовых масел. Они делают реально настоящую синтетику. Из недостатков, я считаю, единственное — это очень слабый маркетинг. То есть о них мало кто знает. Но мы с ними работаем, отдавали их масла на тестирование в лабораторию. Действительно, качество превосходное, отвечает всем требованиям. И отзывы от потребителей — в том числе после двух зимних периодов — очень хорошие. Те из них, кто распробовал, возвращаются к этому бренду.
![]() Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Отличный бренд «ВМПАВТО». Наверное, слышали, компания из Санкт-Петербурга. Они специализируются на автохимии. А буквально в прошлом году начали производить моторные масла под собственным брендом. Мы также проводили тесты масел этих производителей — отличное качество.
Сложнее обстоит дело с индустриальными продуктами — ГСМ для грузовой и спецтехники. На заводах главный механик, главный инженер — люди технически подкованные. И они смотрят не только на надписи допусков и рекомендаций, но и видят эти продукты непосредственно в эксплуатации. И в общем… нередко используют их только вынужденно, под административным давлением. Но при любой возможности стараются все-таки использовать импортные продукты — особенно на импортное же оборудование, которое есть на многих заводах. Хотя не всем это по карману. А на других крупных предприятиях есть административные указания: импортозамещение…
— Напоследок. Пять брендов на замену Mobil1.
— Mobil1. (Смеемся.) Только тщательно выбирайте поставщика.
![]() Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Реклама. ЗАО «АКРОНД», ИНН 6662076901, erid: F7NfYUJCUneTRxXtzKPN |