Время восхитительных историй: как из России никуда и не уходили привычные автобренды вроде Toyota
Наступивший 2025-й проходит под знаком «Какие привычные бренды скоро к нам вернутся». Наш автомобильный обозреватель провёл собственное журналистское расследование (погуглил) и пришел к неожиданному выводу: возвращаться почти никому не придется.
Не оттаптываясь ни на ком из коллег (это гнусно), давайте для дальнейшей драматургии просто вспомним и зафиксируем некоторые заголовки с передовиц 2022–23 годов.
А теперь пробежимся по базам регистрации юрлиц. Там красивое:
- АО, которое отвечает за Mercedes-Benz с 1994-го, гребёт деньги лопатой. Правда, то выручка, прибыль же в глубоком минусе.
- Toyota все похоронили еще 3 года назад, а там миллиардные обороты — и 2,5 млрд прибыли по итогам 2024-го.
- И даже Honda, которая пыталась от нас уйти еще во второй половине «десятых», по-прежнему тут, с прежним юрлицом — и даже с небольшим ростом выручки по итогам прошлого года.
|
Новый CR-V от «официального дистрибьютора Honda» (прокладка), от 5 590 000 рублей с полным НДС, таможней и заявленной гарантией 3 года. |
А самое главное — все российские штаб-квартиры брендов продолжают работать под прежними юрлицами и в статусе «действующей организации». Что как бы не равно «Ушли из России».
Чем же они все заняты. Те бренды, с которыми я связывался при подготовке этого материала, в основном кивали на «фокус на сервисной поддержке» (Suzuki) и «заводской гарантии» (Mazda). В «МБ Рус» на запрос не ответили, но были Знаки в пресс-релизах:
- АО «МБ РУС» объявляет о начале маркировки всех новых автомобилей Mercedes-Benz, приобретённых у официальных партнёров компании — наклейкой, удостоверяющей «Знак качества АО «МБ РУС».
- АО «МБ РУС»… предоставляет официальную гарантию на все новые автомобили Mercedes-Benz, приобретённые напрямую у компании или у её официальных партнёров.
То есть АО «МБ РУС» напрямую продаёт новые автомобили Mercedes-Benz и обещает на них официальную гарантию. Хотя в 2022-м ведущие медиа дарили нам заголовки вида:
- Марка Mercedes-Benz ушла из России: рассказываем, что ждёт владельцев немецких машин
- Mercedes-Benz ушел из России
- Mercedes-Benz ушел с российского рынка. Концерн продал свой завод в Подмосковье дилеру «Автодом»
- Mercedes-Benz ушел с российского рынка и продал свой завод в Подмосковье дилеру «Автодом»
Ну, и так далее.
А теперь давайте зафиксируем всё, что известно к этому часу.
- По-настоящему с российского рынка из числа гигантов ушли только концерны Renault и Volkswagen. По-взрослому, оборвав все концы: распродали заводы, перерегистрировали юрлица (VW) или ликвидируют их (ООО «Рено» — «Организация в процессе ликвидации»).
- Остальные европейские, корейские, японские гранды юридически и фактически всё это время были тут. Фокус — сервисная и гарантийная поддержка, но в новых машинах недостатка нет.
- Та же Honda как будто соблюдает все запреты и туда-сюда, но новые автомобили не проблема заказать. Правда, от «эксклюзивного дистрибьютора в России ООО «Мотор-Плейс».
- А у «МБ Рус» новый Mercedes-Benz можно купить вообще напрямую. Хотя в договоре купли-продажи, скорее всего, будет ООО а-ля «Ромашка» (черкните в личку, у кого был опыт, bitte).
Кто-то спросит: «А вот Volkswagen ушел, а Porsche почему тут?» А с Porsche изначально было интересно: являясь частью глобального концерна Volkswagen AG, в России они всю дорогу работали на особицу — как отдельное юрлицо. И вот оно до сих пор тут. Тоже как будто по части сервиса и поддержи, но своими глазами видел прошлым летом на Ставропольщине целый автовоз «Кайенов», которые везли со стороны грузинской границы. Но это, наверное, какой-то частник взял две дюжины машин, сам их по-хитрому таможил в Турции-Грузии, и теперь будет перепродавать по 20+ млн. А «Порше Руссланд» — то гарантийная и сервисная поддержка, вряд ли что-то сверх того.
В общем, с 2022-го из России никто никуда толком не ушел, значит, и возвращаться не придется. А нам с коллегами надо быть чуть аккуратнее с фактурой и фактчеком. Впрочем, себе я соломку стелил уже тогда. Еще в материале от 24 марта 2022, 11:27:
- — Ну, во-первых, никто так и не ушел. Пока… вся риторика условно западных компаний сводилась к «suspended» и «halted» («приостановить» и «прекратить»), а не «exit» (уйти). Потому что мало кто понимает, по каким ценам кому что отгружать, как везти и как потом выводить из страны эти смешные разноцветные бумажки, которыми российский покупатель расплачивается за продукцию.
Собственно, весь сегодняшний текст — чуть более обстоятельный пересказ того абзаца трехлетней давности.
Кирилл Зайцев