Что за
С марта 2026 года в большинстве регионов страны попасть в реестр такси и выходить на линию смогут только автомобили двух категорий:
- произведенные в России и с 3200 баллами от Минпромторга за локализацию;
- произведенные в России в рамках специального инвестиционного контракта (СПИК).
Многие медиа в погоне за хайпом отчитались: это только «Лады», и их четыре модели. На самом деле все немного не так и сильно (нет) лучше.
Помимо «Лады», в такси смогут работать автомобили еще как минимум восьми брендов.
![]() Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Skoda Rapid калужской сборки. Сейчас пролез бы в новые требования. Но вот «бы». |
Что за баллы
Минпромторг регулярно подсчитывает, насколько импортозамещены автомобили российского производства. За использование компонентов и узлов Made in Russia начисляются специальные баллы, а за них потом даются разные плюшки:
- компенсации самому производителю за утилизационный сбор;
- участие производителя в госзакупках;
- возможность купить авто в льготный кредит рядовому потребителю;
Всего Минпромторг может начислить 8750 баллов. Планка для попадания в такси в следующем году — 3200 баллов, не меньше.
У «Гранты», по последним данным в открытых источниках, 5135 баллов. У «буханки» УАЗа — 2654. Меньше набирали только питерские «Ниссаны» в 2021 году: 1500 баллов. А «буханка» в строю вообще-то с 1965 года, но именно так выглядит 60 лет построения технологического суверенитета.
Хотя это все не так важно, потому что есть второе условие: в такси пустят модели, созданные в рамках СПИК.
![]() Фото: фирмы-производителя |
---|
Производство импортозамещенных коробок передач на Заволжском моторном заводе Нижегородской области, который тоже (как УАЗ) в группе Sollers. Кстати, без дураков, хорошая новость, что их там производят: все детство я ездил к родне на лето мимо пустых корпусов ЗМЗ с выбитыми глазницами стекол — жалкое было зрелище. Хуже только заволжская автостанция, туалет которой, судя по амбре, начинался прямо на автостанции. |
Что за СПИК
Двустороннее соглашение между государством и инвестором. Второй обязуется сделать какой-то крупный промышленный проект, первое гарантирует преференции. Их три:
- налоговые льготы («заморозка» / снижение ставки налога на прибыль до 0% в федеральной части, льготы по НДС и региональным налогам);
- упрощенный доступ к госзаказу;
- ускоренная сертификация «Made in Russia» — подтверждения российского происхождения при включении в реестр Минпромторга.
![]() Фото: фирмы-производителя |
---|
У АвтоВАЗа СПИК точно был. Впрочем, в случае с АвтоВАЗом любые правила несущественны. Он всегда всех победит. |
Если машина выпущена предприятием со СПИКом, можно в такси. А такой СПИК есть у:
- «Автотора» (сборка SWM, BAIC, Kaiyi, Amberauto);
- «Москвича»;
- «Моторинвеста» (бренд электромобилей Evolute);
- Haval, который первым из китайских производителей заключил СПИК в 2020-м;
- промышленной группы Sollers (бренды UAZ, Sollers).
Итого прямо сейчас набирается никак не меньше 32 моделей, не считая Lada. И это очень хорошая новость (для них): без стимулирования и протекционизма большинство этих брендов были примерно вообще никому не нужны даром и со скидками. Посмотрите хотя бы на прошлогодние успехи «Москвича»:
![]() Фото: 66.RU |
---|