Кстати, про последнего. Автомобильная и космическая индустрии связаны больше, чем можно подумать. Что не удивительно: космическая гонка — это борьба лучших умов планеты в погоне за инновациями. Нередко эти инновации остаются и на Земле, находя применение в далеких от космоса отраслях. Так, освоение звездного пространства сказалось (прямо или косвенно) и на развитии автомобильной индустрии. Вот далеко не полный перечень того, что упало на нас буквально с неба.
Композиты, сплавы
Для космической промышленности разработаны многие легкие и высокопрочные материалы, способные выдерживать земные и не очень перегрузки, трения, температуры. Среди этих материалов — композиты из углеродного волокна и алюминиевые сплавы. Вещь в наши дни вполне приземленная: композитные материалы и алюминий в конструкции своих авто широко используют Jaguar-Land Rover, Audi, Porsche, BMW и Mercedes-Benz. Перегрузки там далеко не космические, но применение таких материалов снижает массу автомобилей, что, в свою очередь, повышает топливную эффективность, управляемость и другие эксплуатационные характеристики.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Недавнее от Jaguar-Land Rover, передовиков композитного дела |
Электроника и датчики
Космические аппараты в значительной степени зависят от электронных систем и датчиков для связи, навигации и сбора данных. Эти технологии также были адаптированы для использования в современных автомобилях, и за примерами ходить далеко не надо: без маршрута по GPS не всякий в наши дни способен найти дорогу в офис.
Фото: фирмы-производителя |
---|
По мере развития науки и техники космический GPS спаяли с не менее космическим интернетом, а потом на это дело нанизали адаптивный круиз-контроль. В результате многие современные автомобили не просто знают (по звездам) куда ехать, но и знают, какой крутизны поворот ждет их через 100 метров, и заранее сбрасывают скорость (если мы говорим про машины с автопилотом от II уровня автономности). |
Энергетические системы
Разработка передовых энергетических систем вроде солнечных батарей и топливных элементов была в центре внимания космической промышленности на протяжении всей ее истории. Эти технологии также нашли отголоски в автомобильной промышленности: идеи и наработки космической отрасли мы видим, например, в системах питания электрических и гибридных автомобилей.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Новый Volkswagen ID. Buzz со штатной солнечной батареей от ABT на крыше. Максимальная мощность заряда — 600 Вт, что дает «до 3000 бесплатных километров ежегодно». Ох уж эти пиарщики с эзоповым языком, нет бы подробные ТТХ дать. |
Аэродинамика
Принципы аэродинамики фиксированы и едины для всех ТС, поэтому ее изучение и применение мы найдем и в космической, и в автомобильной промышленности. Разнятся только прикладные цели изучения. Аэродинамику космические инженеры учат и применяют, чтобы, например, было меньше нагрева при входе в атмосферу. Автомобильные инженеры — чтобы повышать эффективность сжигания топлива и снижать выбросы. Но исходные данные для всех одни.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Без продувки в аэродинамической трубе на дороги не выйдет ни один, даже самый мелкий и никчемный, автомобиль. |