Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Ненаступившее будущее. Семь странных моделей «АвтоВАЗа», которые могли все изменить

Ненаступившее будущее. Семь странных моделей «АвтоВАЗа», которые могли все изменить
Фото: 66.RU
Из этой точки будущее волжского автогиганта если и видится, то смутно. А вот в прошлое можно заглядывать смело. Там даже интереснее, чем новая спецверсия 45-летней Niva.

«… Юань или доллар?!» — вопрошает передовица главного делового издания Тольятти. «Интересный вопрос», — думаю я и заказываю двойную шаурму с курицей (за рубли).

… Во всех тольяттинских салонах (и кухнях) — другие вопросы, но о том же:

  • … как избавиться от оставшихся активов? («… Два торговых центра на продаже стоят — с дисконтом /2 не берут»);
  • … как вывести деньги («… Криптой через «Бинанс» в Таиланд для начала»);
  • … как уехать на ПМЖ хоть куда-нибудь, когда у тебя трое детей и лежачие родители?

На этом вопросе в модный бар автограда влетает стая молодежи. «Золотая», — подумал я, глядя на «Balenciaga» и «Gucci». Удивился, что все — призывного возраста, а такие веселые. «Сын высокого чина», — обрывает мое удивление собеседник.

Пир золотой молодежи и общая карнавальная атмосфера выглядят диковато, если знать контекст. Фундаментальные для региона предприятия вроде «Тольяттиазота» стоят с 24 февраля. А те, что не стоят (как АвтоВАЗ), вынуждены адаптироваться к новым экономическим реалиям: проводить обратную интеграцию (из мировой экономики → в изоляцию), модернизировать вспять продуктовую линейку и делать все другое, чтобы не допустить излишнего высвобождения рабочей силы.

Ненаступившее будущее. Семь странных моделей «АвтоВАЗа», которые могли все изменить
Фото: 66.RU

ВАЗовское заводоуправление. Задумано в 70-е, в ход пущено в конце 1995-го. И так почти во всем.

Звучит как кризис, но АвтоВАЗ — российское предприятие, а в России «кризис» — это примерно как «ах, снова понедельник»: не этот первый и явно не последний, другие же кризисы как-то пережили — еще и умудрялись по чуть-чуть вперед продвигаться, а то и фонтанировать яркими идеями. Например, грезами об электромобилях. Это зумерам кажется, что их Илон Маск придумал. А на самом деле «электричками» кто только не баловался — от Фердинанда Порше в 1900-х до ВАЗа в 1990-х.

Ненаступившее будущее. Семь странных моделей «АвтоВАЗа», которые могли все изменить
Фото: 66.RU

Кажется, сами создатели этого до конца не поняли, но, например, концепт «Эльф» получился прорывным и во многом опередил свое время. Ну, во-первых, он электрический. В 2022-м это норма, но речь про 1996-й. Во-вторых, «Эльф», суть, прообраз квадроциклов с посадочной формулой side-by-side. Широкое распространение они получили только в 2010-х, так что «Эльф» за 15 лет до, получается, бежал далеко впереди паровоза.

Другой фантазией на тему электромобиля стал еще один яркий концепт тех лет — «Рапан». Оформленный в духе модного (в начале 90-х) «биодизайна», он буквально взорвал Парижский автосалон (1998-го). Но ни во что серийное не вылился — в моде вовсю был заданный «Фордом» язык дизайна new edge. «Рапана» же отправили сначала в заводской дизайн-центр, потом — в музей.

Смены трендов в Тольятти как будто не заметили: следующий шоустоппер, Lada Peter Turbo 2000 года, был далек от «нью-эджа». Правда, в дизайне все циклично, а еще — взаимосвязано. Идеи циркулируют по всему миру, неожиданно всплывая то там, то тут. И вот отголоски дизайна кормы «Питера Турбо» можно увидеть на гибридных Toyota Mirai и Prius. От «Питера» их отделяют долгие 13 лет и несколько перемен капризной моды.

Нельзя сказать при этом, что в прежние кризисные годы вазовцы витали в облаках и только и делали, что фантазировали. Были и вполне приземленные идеи. Например, продолжить славную историю «брелока от КАМАЗа» и «капсулы смерти». В нескольких итерациях «Ока-2» ездила по выставкам с 1998 по 2004 год. Предполагалось неплохое по тем временам оснащение, включая электростеклоподъемники и «четырнадцатые» колеса. Время шло, прототипы наматывали ходовые километры, но в серию ничего так запущено и не было.

Ненаступившее будущее. Семь странных моделей «АвтоВАЗа», которые могли все изменить
Фото: 66.RU

Причины назывались разные, в основном экономического толка. Мне больше других нравится такое объяснение: себестоимость разработки и производства крошечного автомобиля на выходе не сильно отличается от себестоимости разработки и производства более крупного автомобиля. А выхлоп разный: на микролитражки в России спрос ограниченный, не стоит даже пытаться. Возможно, по тем же резонам не получила развития другая перспективная микромодель — 2161 «Карат» примерно тех же габаритов и формата.

Приземленными выглядели и планы по дальнейшему апгрейду семейства «классики». Корнями оно уходило в 60-е, по мировым меркам устарело еще в 80-е, но даже в начале 2000-х (за неимением чего другого) в Тольятти за эту платформу держались цепко. Поверх старого шасси планировали натянуть новый кузов, конструкцию максимально проапгрейдить узлами с других моделей завода — коробку, например, думали взять от «Шеви Нивы», а детали салона — с новоявленной «Калины». В итоге получилось как с «Окой-2», то есть никак: даже при всей унификации с остальным модельным рядом экономика не сходилась, на проекте 2151 поставили крест.

Ненаступившее будущее. Семь странных моделей «АвтоВАЗа», которые могли все изменить
Фото: 66.RU

Куда привлекательнее и модерновее выглядел другой проект — «С». Взрослая работа, с какого ракурса ни посмотри. Во-первых, в духе мировых практик проектирование начиналось с базы-базы — безопасности. То есть инженеры сначала прикинули, что к чему и как будет работать, а потом под эти расчеты подгонялось все остальное — дизайн, начинка. Во-вторых, по-взрослому подошли и к наполнению модельного ряда: с ходу задуманы три типа кузова, к которым впоследствии должен был быть добавлен SUV «C Cross».

Ну, и третье. Впервые за долгое время вазовцы не ковыряли по сусекам, из какого вторсырья, металлолома и палок можно ну хоть что-нибудь собрать. Нет. На всех этапах разработки шла плотная кооперация с мировыми инжиниринговыми лидерами — будь то немецкий трансмиссионный гигант ZF или канадская Magna, один из крупнейших в мире производителей автокомпонентов. «Магну» с «Зет Эфом» впоследствии сменили Renault, французы же поставили проект на паузу. Злые языки говорили: «РАЗРУШАЮТ НАШИ ПОСКОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ!» Чуть более компетентные люди из числа причастных объясняют так:

— Было время, мы хватались за все подряд и ни за что конкретно. Французы же включили режим «не гони так гнать» и выстраивали работу с нами постепенно. Сначала — Granta по новым стандартам и процедурам. Следом — лицензионный R90/Largus, на котором мы отработали многие вещи. Параллельно шли работы над Xray, а наработки по «Проекту С» пригодились в итоге на Vesta. Но высшей ступенькой стал наш Xray Cross, в котором мы показали все, чему научились: там нашлось место и лицензионной конструкции, и многим нашим авторским доработкам.

Все это сказано с нескрываемой гордостью, но в прошедшем времени.

День сегодняшний таков, что про Xray забыли, будущее Largus в тумане, Vesta на стопе до марта.

День завтрашний проглядывает из заголовков новостей:

«Иранская SAIPA при поддержке АвтоВАЗа, возможно, будет делать римейк Logan I поколения».