Давайте честно: единственный правильный ответ на любой вопрос сегодня — «ХЗ». Неделю назад я не мог представить слова «…военная операция» и «…Киев» в одном предложении. А сейчас могу представить любые слова в любом предложении в любой конфигурации.
- «Эмбарго на поставки автомобилей»? ХЗ, но почему бы нет.
- «Запрет на импорт компонентов»? ХЗ, но допускаю.
- «Уход из России бренда N»? ХЗ, но все возможно.
Подробнее по пунктам.
«Эмбарго на поставки автомобилей»
В конце прошлой недели инфополе взорвали новости о приостановке отгрузок «Ленд Роверов» и «Ауди». В личку посыпалось паникерское «Это эмбарго?». Пришлось долго объяснять, что остановка отгрузок — это не обязательно сразу политика, это еще
- и трудности с логистикой на фоне обстановки на континенте,
- и непонятки с курсом национальной валюты,
- и много чего еще — я ХЗ.
Фото: архив 66.RU |
---|
Надо понимать, что Land Rover, Audi и, допустим, Porsche — это на 100% импортируемые автомобили, которые собирают за пределами страны и отгружают за твердую, свободно конвертируемую валюту. В отличие от машин локальной сборки, которые собираются на территории страны (не надо никуда везти) и в производстве которых есть немалая рублевая составляющая. Вопросы логистики и курсовые скачки для JLR и Audi стоят остро, причину приостановки поставок надо искать тут.
Официально никакое эмбарго экспорта автомобилей в РФ в санкционных перечнях не значится, ни один производитель ни о каких ограничениях на поставки не объявлял.
Фото: архив 66.RU |
---|
Объявляли о простоях производства — это правда: российские офисы Renault и VW в числе первых, например. Конвейеры АвтоВАЗа встали с сегодняшнего дня и на неназванный срок. Но и тут ничего нового: все автозаводы по всему миру и так день через день встают постоять из-за нехватки компонентов, вызванной дефицитом полупроводников.
Сейчас ситуация усугубляется неопределенностью с логистикой: небо над Европой закрыто, сухопутные маршруты, завязанные на транзит через Беларусь, тоже не очень проходимы для поставки иностранных компонентов. А это — порядка 20% комплектующих для «Лады» и в районе 40% — для российских площадок Renault.
«Запрет на импорт компонентов»
В списке экономических санкций опять же не значится, но как сценарий — вполне возможен. И вот это будет катастрофа для отрасли, потому что см. выше — доля импортных комплектующих в «Ладах» — 20%, в отечественных Renault — 40%.У питерских «Ниссанов» эта доля значительно выше, не говоря про питерские же Hyundai и KIA.
Фото: архив 66.RU |
---|
Правда, «импорт» — понятие растяжимое. По части компонентов — это и Китай, и Южная Корея, и Турция. Но Германию с Чехией из списка поставщиков не выбросишь. Как, например, и масляные фильтры Bosch «Made in Bulgaria». Так что разрыв с ЕС по части компонентов для отрасли будет очень болезненным, но не фатальным.
«Уход из России бренда N»
Допускаю в любом диапазоне. Но не в рамках санкционной борьбы, а по чисто экономическим причинам. Одно дело, когда после «крымской весны» с рынка уходит «госкомпания» GM (на треть контролируемая минфином США), другое, когда это делает частный Ford (100% контроль семьи Форд). В одном случае можно усмотреть политический след, во втором речь идет исключительно об оптимизации бизнеса (который к 2019-му у «Форда» трещал по швам на нескольких континентах).
Так что если с рынка встанут и выйдут игроки со слабыми продажами и/или прибыльностью, не надо искать в этом «недружественные действия наших западных так называемых «партнеров».
Фото: архив 66.RU |
---|
Honda вот мучилась-мучилась, а в итоге встала и ушла из России. Не потому, что курильский вопрос испортил их, а потому что — смысл тратить время на рынок с продажами 1,3 тыс. штук, когда в Китае ты делаешь 1,525 млн штук (а это почти как весь российский рынок).
А вообще, российский рынок к изоляции готов
Посмотрите на топ-25 самых продаваемых моделей:
- 7 моделей — вариация древней «реношной» платформы B0 и ее дериваты;
- 2 корейских седана-близнеца и 2 корейских же кроссовера-брата;
- «Гранта» из 2011;
- «Нива» из 1977.
Это — почти половина от всех продаж в России (42 тыс. из 91). А что их всех объединяет? Весьма примитивный технический уровень и сильная унификация. Это даже не Volkswagen Golf на модульной платформе MQB с обилием сервисной электроники (адаптивный круиз, удержание в полосе…), это бесконечный поток «бэ ноля», который неплохо приземлили на российскую почву в плане производства тех же компонентов и который вполне устойчив ко всем внешним ударам.
Фото: архив 66.RU |
---|
Закроют небо, закроют землю — а «Логан» с «Ларгусом»-то вот они! Никуда не денутся. То есть какие-то подвижки в качественном составе авторынка заметят единицы из вымирающего среднего класса, а глубинный русский народ удара не почувствует.
Российский авторынок так долго отстраивали от мирового, что к 20-м годам он в него фактически не интегрирован и варится в собственном соку: со своими промплощадками и модельным рядом. Напоминает другую санкционную историю — Иран, в который до санкций успели войти Peugeot, да так там и остались на тех же позициях, на которых вошли. В итоге весь Иран до сих пор ездит на новых вариациях Peugeot 405 (1987 г. р.).
Фото: архив 66.RU |
---|
Очередная вариация франко-иранского 405 — Khazar — с недавних пор собирается в Азербайджане. Машину презентовали на Московском автосалоне 2018, но российские продажи так и не начались. Пока. |
И еще напоследок, что очень важно понимать про специфику российского рынка и чувствительность к глобальным санкциям. Не стоит проводить прямые взаимосвязи с «коренной» страной бренда и его российской ветвью.
Компании-импортеры в большинстве своем — это отдельные юрлица на отдельной территории. Допустим, есть VW AG и город Вольфсбург, а есть «Фольксваген Групп Рус» с площадками в Калуге, Нижнем Новгороде и офисом в Москве.
Фото: архив 66.RU |
---|
У немецкой штаб-квартиры есть установки и позиция, но у российской ветки свои промплощадки, бухгалтерия и сбытовая сеть. И даже стратегические решения в российском подразделении VW принимает не VW, а Skoda (которая глобально — «дочка» VW, еще и младшенькая).
И так не только у VW, а вообще: корни корнями, а локальный бизнес — локальным бизнесом. Иначе мы бы не видели называющих себя «официальными» дилеров Nissan (Япония), Volkswagen (Германия) и Renault (Франция) в Крыму, который «нашим» не признает ни Япония, ни Германия, ни Франция.
Чего ждать простым покупателям автомобилей?
Тут все очень просто. Все будет не плохо, а очень плохо:
- острый дефицит волнами из-за простоев конвейеров;
- рост цен на новые л/а 30–50% до конца года — оптимистичный прогноз;
- вторичка с небольшим лагом потянется за рынком новых л/а по дефициту и ценам;
- Rapid 1,4 турбо — для самых успешных;
- Largus — не средство передвижения, а подчеркиватель статуса владельца;
- Lada Vesta и «налог на роскошь» в нынешних границах (3+ млн) — реально.
Но все крупные ребята (Renault-Nissan, Toyota, VW-Skoda) останутся с нами и будут там же, где и все последние 8 лет.
А вообще — я ХЗ.