Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Свердловские власти отдали владельцам дорожных камер миллиарды рублей. Трупов на трассах меньше не стало

6 апреля 2021, 10:17
расследование
Свердловские власти отдали владельцам дорожных камер миллиарды рублей. Трупов на трассах меньше не стало
Фото: 66.RU
С 2017 года власти Свердловской области потратили на закупку фотографий с камер фиксации нарушений ПДД на дорогах региона около трех миллиардов рублей. Все эти деньги получила одна частная компания — небольшой провайдер на периферии бизнес-империи медного олигарха Андрея Козицына. На число дорожных аварий камеры повлияли чуть менее, чем никак. Портал 66.RU публикует большое расследование по итогам четырех лет непрерывной фотосъемки уральских водителей.

Власти Свердловской области начали в буквальном смысле оптом закупать фотоснимки с камер автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения на дорогах региона в 2017 году. Поставлял фотоматериалы управляющий сетью камер оператор (определенный в результате конкурса), затем они отправлялись в Центр автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) Управления ГИБДД по Свердловской области. Ну а последний рассылал штрафные конверты автовладельцам.

Миллионы штрафов — в обмен на миллиарды рублей

Стартовый контракт с оператором был заключен 30 декабря 2016 года и обещал исполнителю 189 млн рублей в обмен на 727 тыс. фотоснимков водителей-нарушителей. По условиям договора над выполнением плана должны были трудиться комплексы автоматической фиксации нарушений — полсотни стационарных и полсотни передвижных треног. Затем в дополнение к уже действующему договору был заключен второй, ну а дальше закупка штрафов встала на поток.

Свердловские власти отдали владельцам дорожных камер миллиарды рублей. Трупов на трассах меньше не стало
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Камеры фиксации нарушений ПДД на дорогах Свердловской области.

Вообще, хронологию работы камер на дорогах Свердловской области нужно разделить на два периода — временной отрезок с декабря 2016 года по август 2020-го, о нем мы будем говорить в прошедшем времени, и отрезок с августа 2020 года по настоящее время. Дело в том, что в 2020 году изменился механизм закупки штрафных материалов. И изменился довольно серьезно.

Если говорить о первом периоде, то в 2017 году оператор обязался зафиксировать на дорогах Свердловской области 727 тыс. нарушений, в 2018 — 1,65 млн, в 2019 — 2,48 млн, в 2020 — еще 3,54 млн.

Обязанность направить заказчику (региональным властям) определенное количество материалов фиксации нарушений в установленный период времени была прямо прописана в контрактах. Только один договор за все время был закрыт с недостачей, чаще контракты были перевыполнены, выплаты за сверхплановые показатели (допустимое превышение плана в пределах 10%) оформлялись дополнительными соглашениями.

Установленный в договорах план по штрафам — единственная причина, по которой операторы с камерами на трассах старались быть как можно менее заметными (даже в 2020 году, когда чаще всего треноги начали стоять в зонах действия знаков, предупреждающих о камерах) — компании платили не за время работы оборудования, а именно за конкретное количество фотоматериалов, позволяющих наказать водителей.

За каждый материал о нарушении свердловские чиновники в 2017–2020 годах в среднем платили по 246 рублей с копейками (цена с 260 рублей в 2017 году снизилась к 2020 году до 223), вне зависимости от тяжести совершенного водителями нарушения ПДД.

Всего сайт государственных закупок содержит информацию о восьми контрактах на предоставление штрафных фотоматериалов с дорог Свердловской области, заключенных с 2016 по 2020 год. Заказчиками по ним в различное время выступали разные структуры, по свежим — ГКУ СО «Управление автодорог», по более ранним — региональные Департамент информатизации и связи и Оператор электронного правительства.

Исполнитель, предоставивший в 2017–2020 годах властям региона 8,4 млн штрафных материалов, получил за эту работу 1,99 млрд рублей.

Свердловские власти отдали владельцам дорожных камер миллиарды рублей. Трупов на трассах меньше не стало
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Количество штрафных материалов, которые должен был предоставить оператор, росло с каждым годом.

От профилактики ДТП — к тотальной слежке

Неизвестно, что послужило причиной изменения ключевого параметра контрактов (объекта закупки), но в 2020 году власти Свердловской области перестали закупать исключительно штрафные материалы. И начали приобретать вообще все снимки автомобилей на дорогах региона.

Следим за руками, есть два контракта на границе изменения условий. Вот контракт от 22 мая 2020 года, предусматривающий поставку порядка одного миллиона штрафов в обмен на 235,6 млн рублей. Объект его закупки:

  • Единица услуг по предоставлению информации (в рамках настоящего контракта) — это сведения о параметрах движения автотранспорта с признаками одного нарушения правил дорожного движения на территории Свердловской области, содержащие необходимую информацию, соответствующую условиям технического задания, на основании которой Пользователем услуги вынесено постановление об административном правонарушении.

Здесь же есть цена за один материал — 223,37 рубля. Открываем следующий контракт — от 17 августа 2020 года, и тут неожиданное. При цене контракта в 432 млн рублей исполнитель обязуется предоставить уже более 366 млн материалов, причем по цене единицы всего в 1 рубль 18 копеек. Что вообще случилось?

А случилось вот что — Управление автомобильных дорог вдруг решило покупать не только материалы с камер видеофиксации, содержащие признаки нарушения ПДД, а еще и сотни миллионов простых снимков автомобилей, водители которых не нарушают ровным счетом ничего. То есть раньше объект закупки был один, а теперь их два:

  • сведения о параметрах проезда одной единицы ТС через Точку фиксации (далее — проезд ТС), оснащенную Исполнителем Комплексом ТСАФ, соответствующие требованиям Технического задания и прошедшие проверку Комплексом ТСАФ на наличие признаков нарушения ПДД, но не содержащие указанные признаки;
  • сведения о параметрах проезда одной единицы ТС через Точку фиксации, оснащенную Исполнителем Комплексом ТСАФ, прошедшие проверку Комплексом ТСАФ на наличие признаков нарушения ПДД и содержащие необходимую информацию, на основании которой ЦАФАП может быть вынесено постановление об административном правонарушении.

Всего с августа 2020 года по новым правилам было заключено уже два контракта — упомянутый выше и еще один — от 10 марта 2021 года. На текущий момент это последний из контрактов, заключенных с оператором. Срок его действия — до июля 2021 года. Согласно документу, компания предоставит 388 млн материалов за 458 млн рублей.

Цели фотофиксации всех проезжающих мимо установленных камер автомобилей в документации декларируются весьма и весьма расплывчато:

  • Информация о параметрах проезда транспортных средств передается Заказчику в целях обеспечения безопасности дорожного движения на территории Свердловской области, а также для обработки и последующего хранения в целях, самостоятельно определяемых Заказчиком.

Информация о законопослушных водителях, которую коллекционирует Управление автомобильных дорог: фотоснимок транспортного средства, его распознанный государственный регистрационный знак, дата и время съемки, данные геолокации.

Теперь можно подвести итог двух периодов. Всего с 2016 по 2021 год власти Свердловской области заключили 10 контрактов на поставку информации с камер фиксации нарушений. Эти закупки обошлись региональному бюджету в 2,88 млрд рублей.

Свердловские власти отдали владельцам дорожных камер миллиарды рублей. Трупов на трассах меньше не стало
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

С 2017 по 2021 год на закупку материалов с камер фиксации нарушений ПДД из бюджета Свердловской области было направлено 2,88 млрд рублей.

Кто на всем этом зарабатывает

Оператор, получивший эти миллиарды из бюджета Свердловской области, — компания ООО «УГМК-Телеком», на 90% принадлежащая ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» — крупнейшему производителю меди в России.

«УГМК-Телеком» — это такой внутренний корпоративный провайдер и системный интегратор медников — занимается автоматизацией, сетями и технической IT-инфраструктурой материнской компании и ее дочек, торгует интернетом и связью, выполняет прочие заказы по профилю для сторонних клиентов.

До 2016 года дела у компании шли ни шатко ни валко, а вот после началась новая жизнь. «УГМК-Телеком» становится по сути единственным оператором камер фиксации нарушений на дорогах региона — за соответствующие госконтракты с компанией никто не конкурирует.

Согласно открытой отчетности, с 2016 по 2019 год «УГМК-Телеком" увеличил ежегодную выручку с 721 млн рублей до 2,4 млрд рублей — более чем в три раза, а чистую прибыль — с 33,4 млн рублей до 250 млн рублей, почти в семь с половиной раз. Отчетность компании за 2020 год на момент публикации этого материала в открытых источниках отсутствует.

Свердловские власти отдали владельцам дорожных камер миллиарды рублей. Трупов на трассах меньше не стало
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

С момента заключения первого государственного контракта на работу с камерами фиксации нарушений финансовые показатели ООО «УГМК-Телеком» ежегодно ставят рекорды.

В период с 2016 по 2021 год главными государственными заказчиками компании становятся структуры, закупающие у нее материалы с камер. А доля таких контрактов в общей массе государственных, заключенных в этот период, в денежном выражении составляет 60%.

Как уже упоминалось выше, 90% ООО «УГМК-Телеком» (уставной капитал 11,1 тыс. рублей) принадлежит Уральской горно-металлургической компании (УГМК), еще 10% — Сергею Александровичу Ланских. Корпоративные медиа предприятий УГМК раньше называли его советником генерального директора «УГМК-Холдинга» Андрея Козицына по информационным технологиям.

Руководит «УГКМ-Телекомом» его сын Владимир Сергеевич Ланских. Судя по недавней активности, отраженной в средствах массовой информации, поднаторев в деле фотосъемки водителей, Ланских-младший не против заняться также управлением платным парковочным пространством в Екатеринбурге — собирать деньги с законопослушных водителей и выписывать штрафы неплательщикам.

Свердловские власти отдали владельцам дорожных камер миллиарды рублей. Трупов на трассах меньше не стало
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

В портфеле крупнейших госконтрактов ООО «УГМК-Телеком» 10 из 15 — поставка штрафных материалов властям Свердловской области. Контракт с ГУ «ГУДХОО», кстати, тоже про камеры — просто это Оренбургская область.

Снизилась ли аварийность

Для оценки эффективности работы камер фиксации нарушений мы взяли статистику аварийности на региональных и федеральных трассах Свердловской области с 2015 по 2020 год.

В интересующий нас период (2017–2020 годы) ситуация с ДТП на загородных шоссе практически не изменилась. Да, определенные положительные сдвиги в статистике есть в сравнении с 2016 годом (снизилось как общее число ДТП, так и количество погибших и раненых), но в общем положительная динамика не стала трендом — в последующие годы показатели плавали примерно на одном уровне, хотя число камер на дорогах все это время росло.

Свердловские власти отдали владельцам дорожных камер миллиарды рублей. Трупов на трассах меньше не стало
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

На статистику ДТП рост числа камер фиксации нарушений почти никак не повлиял.

Можно взять конкретный участок одной из трасс Свердловской области и посмотреть статистику по нему более внимательно. Для примера подойдет автодорога Р-352 (Серовский тракт) на ее 120-километровом участке от Екатеринбурга до подъезда к Нижнему Тагилу (развилка на Николо-Павловское). Выбор на этот участок пал по причине того, что он буквально нашпигован камерами фиксации, такого их количества более нет нигде — ежедневно на 120 километрах в обоих направлениях работает два десятка комплексов (треть от всех имеющихся в распоряжении оператора, если верить информации в госконтрактах).

Кроме того, у нас есть возможность не только оценить аварийность на трассе, но и связать ее показатели с точками размещения передвижных комплексов фотофиксации.

С аварийностью на участке все стабильно — на большей части (порядка 75%) километров дороги в период с 2015 по 2020 год фиксировались ДТП и активная работа камер на статистику не повлияла вообще никак. Точнее, статистика даже ухудшилась — число аварий с 2017 года выросло, та же беда с числом погибших и раненых.

Свердловские власти отдали владельцам дорожных камер миллиарды рублей. Трупов на трассах меньше не стало
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Число жертв ДТП на Серовском тракте (участок от Екатеринбурга до Нижнего Тагила) с 2017 года только выросло.

Связать показатели аварийности с точками размещения комплексов фиксации несложно. Уже несколько лет в мессенджере Telegram существует чат «Камеры Екб — Тагил», участники которого (а их более семи тысяч человек) предупреждают друг друга о треногах. Их сообщения можно выгрузить, автоматически обработать и получить список участков, где камеры фиксации нарушений стоят наиболее часто. Мы обработали более 50 тыс. сообщений в период с октября 2017 года по апрель 2021 года.

Остается только сравнить этот список с перечнем самых аварийных участков трассы. В него мы включили километровые участки трассы, на которых в течение последних пяти лет произошло четыре и более ДТП. Всего таких оказалось 13: пять — в направлении на Нижний Тагил, восемь — в направлении Екатеринбурга.

Можно оценить, насколько эти аварийные участки контролируются камерами фиксации нарушений скоростного режима. В нашей базе сообщений от пользователей количество сигналов о наличии камеры на каждом из километров трассы варьируется от 0 до 2378. Определим условную шкалу оценки: от 0 до 0,5 тыс. сигналов — контроль на участке фактически отсутствует, от 0,5 тыс. до 1 тыс. — уровень контроля снижен, от 1 тыс. до 1,5 тыс. — средний уровень контроля, свыше 1,5 тыс. — контроль на участке усилен.

Свердловские власти отдали владельцам дорожных камер миллиарды рублей. Трупов на трассах меньше не стало
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Усиленный контроль за скоростью автомобилей осуществляется только на трех аварийных участках из 13.

Анализ показывает, что большая часть участков автодороги, где за последние шесть лет произошло наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий, контролируется камерами фиксации нарушений в недостаточной степени. Только на трех участках повышенной аварийности ведется усиленный контроль скоростного режима. На семи участках из 13 полноценный контроль фактически отсутствует.

Примерно таким же путем можно выявить камеры фиксации нарушений, работающие впустую, — на участках, где за последние шесть лет либо произошло по одному ДТП, либо аварий и вовсе не было: в направлении Нижнего Тагила такие камеры стоят на участках 33–34 км, 33–35 км, 63–64 км и 108–109 км, в направлении Екатеринбурга — на участках 301–302 км, 316–317 км, 317–318 км и 334–335 км.

Источники данных, инструменты:

Информация о состоянии аварийности на трассах в Свердловской области — официальный сайт статистики ГИБДД России. Информация о госконтрактах на оказание услуг по предоставлению фото- и видеоматериалов с информацией о параметрах движения автотранспорта на дорогах Свердловской области — Единая информационная система в сфере закупок. Информация о расположении передвижных комплексов фиксации нарушений на трассе P353 Екатеринбург — Нижний Тагил — Серов — telegram-чат «Камеры Екб — Тагил». Информация о финансовых показателях ООО «УГМК-Телеком» и господрядчиках компании — «Контур.Фокус». Автоматизация выгрузки и обработки данных — Python.