Ничуть не утрирую: кейс моего знакомого, убежденного «приусовода» со стажем лет этак восемь. И «Инфинити» не выдуманный — вот он:
5,2 метра в длину, 405 сил и 560 Н·м момента, а траты на топливо на выходе получаются сопоставимыми даже если и не с «Приусом», то с бензиновыми малолитражками. Магия вот в чем: пропановое ГБО, цилиндрический или тороидальный баллон, мультиклапан с запорным и пожарным клапанами плюс монтаж. Да, это минимум 105 000 руб., но если накатывать в год от 20 000 км и более, то со временем можно тратить на топливо в 2–2,6 раза меньше.
|
Infiniti QX56+пропан: сравнение топливных трат |
Под QX и, скажем, родственный ему Patrol пропан — это единственный вариант ГБО. В случае с другими автомобилями вместо сжиженного газа можно прицениваться к сжатому природному (метану) газу, рекламой которого завешан весь город. Но там есть два нюанса: установка оборудования дороже — если с учетом баллона, то вообще вдвое. Но и стоит метан дешевле пропана, поэтому со временем цена километра пробега будет ниже еще процентов на 13%.
|
«А вот это — вообще «Формула-1»! — говорят коллеги из «Элитгаза». Баллоны под метан различаются не только объемом, но и материалом изготовления. Этот, например, из алюминиевого сплава и углеволокна (отсюда — разброс цен на установку). По прочности, чтоб вы понимали, можно ориентироваться на кевларовый бронежилет. Собственно, их из такого же волокна и производят. |
На метане есть другой пример, сопоставимый с Infiniti по эпичности: Lexus LX с 5,7-литровым двигателем. Конфигурация та же (V8), сил поменьше (367), но аппетитом, судя по отзывам владельцев, он с «Фиником» вполне может поспорить.
|
Единственный вариант баллона под метан — цилиндрический. Если говорить про пропан, то под него баллоны бывают не только цилиндрические, но и тороидальные, то есть в виде кольца. Они устанавливаются под днищем. |
В обоих (QX/LX) случаях стоимость установки отбивается примерно через год-два, к какому варианту ни обратись. Просто с метановым ГБО не везде уедешь из-за привязанности к заправкам. На карте Екатеринбурга их достаточно, а вот в Тюмени, например, — всего одна.
| Пропан | АИ-95 | Метан |
| Infiniti QX | Lexus LX | Infiniti QX | Lexus LX | Lexus LX |
Установка, руб. (от)* | 105 000 | 70 000 | — | 140 000 |
Расход, л/100 км** | 23 | 25,3 | 20 | 22 | 19,8 |
Стоимость топлива, руб./л*** | 17 | 35.40 | 13 |
Годовой расход, л | 4 600 | 5 060 | 4 000 | 4 400 | 3 960 |
Затраты на топливо, руб./год | 78 200 | 86 020 | 141 600 | 155 760 | 51 480 |
1 км пробега в пересчете на топливо | 3,91 | 4,3 | 7,08 | 7,78 | 2,57 |
* предварительная стоимость
** примерный расход топлива в смешанном цикле
*** средняя цена по Екатеринбургу за неделю 24–30.10.16
Есть и другие трудности, вопросами о которых мы озадачили Александра Максименко, директора крупнейшего в регионе установочного центра «Элитгаз».
— Одно дело — 16-клапанный 4-цилиндровый «Логан», другое — QX56 с алюминиевым блоком и 32 клапанами. Есть же, наверное, отличия в установке ГБО?
— Есть. Во-первых, пропан — это пока единственный вариант установки на ГБО на Infiniti QX56. Во-вторых, у этого автомобиля не только 405 сил, но и непосредственный впрыск бензина. Соответственно, подача топлива осуществляется прямо в камеры сгорания, в цилиндры двигателя. Так что комплект оборудования подбирался конкретно под этот автомобиль. Под него же существует специально написанная прошивка ЭБУ, так что мы просто сводим всё вместе, проверяем настройки — и…
— …и слетаем с гарантии.
— На самом деле нет. Мы с оглядкой на опыт работы видим, что дилеры раньше пытались противодействовать и грозились лишить гарантии даже за установку магнитолы — не то что ГБО. Но, во-первых, это юридически не так просто исполнить; во-вторых, мы видим, что эта «ломка» дилеров прошла. Да, они по-прежнему могут зацепиться и ввести ограничения. Но обычно многие автосалоны идут и обращаются к нам как к лидерам рынка и установщикам, которым можно доверять, за советами и рекомендациями. А потом еще и прикрывают клиента с его гарантией.
— От перехода на ГБО есть какое-то падение производительности автомобиля?
— Само по себе газомоторное топливо интереснее бензина по октановому числу: оно у газа больше, 100–105 (до 120 у метана). Сам газ чище сгорает, есть преимущества и по его теплотворной способности. Короче, на выходе мы имеем или сопоставимые параметры мощности (если машина высокофорсированная), или чуть-чуть ниже, но это сугубо на уровне ощущений. Обычно на гражданских машинах на выходе получаем сопоставимую динамику. Хотя если заехать на стенд и замерить мощность, то какие-то отклонения можно увидеть. Наверное.
— Что QX, что LX — машины атмосферные. А как ГБО стыкуется с наддувными двигателями?
— Турбина, не турбина — особой разницы нет. Специфика есть у машин с непосредственным впрыском — как у двигателей TSI, например. Там всё дело в бензине, который нужно сохранить в форсунке, чтобы она продолжала работать, это чуть сложнее. Но есть общая закономерность: чем более форсирована машина, тем лучше едет. Там по умолчанию максимально рано сдвинуто зажигание, и некоторые автомобили — Subaru те же — от использования газа выигрывают.
— С экономией всё понятно, но как вся эта газовая история сказывается на ресурсе мотора? На примере того же «Лексуса».
— Этот двигатель популярен на «Тундре», и таких проектов мы сделали уже не менее 50 — они до сих пор бегают по всей стране. Чаще всего клиенты ставят это оборудование на автомобили, которые возят за собой прицепы, пробираются по отдаленным уголкам на рыбалку… Одним словом, такие машины что на пропане, что на метане ездят давно, у моторов ресурс сумасшедший — я не встречал «укатанных» экземпляров. Сейчас одними из самых популярных машин под метан, помимо «Тундры», стали «Хайлендеры», 570-е «Лексусы» и прочие «Харриеры». Последнее время большой спрос у владельцев Infiniti QX80 и свежих Nissan Patrol.
|
Lexus LX: сравнение топливных трат наглядно. |
Вот еще что нужно знать про ресурс, долговечность и экономию. Наблюдаю нередко, что клиент поставил оборудование еще на Land Cruiser 100, потом перекинул его на LC200, потом обновил «двухсотый» — и перекинул снова. Как вы понимаете, окупил всё оборудование он еще на первой машине, а дальше пошла, получается, трехкратная экономия. В целом же, если огрублять, срок окупаемости — 20–25 тыс. километров и у пропанового, и у метанового оборудования. Метановое дороже, но окупается за счет бо́льшей экономии. Пропан дешевле, но окупается за счет невысокой стоимости оборудования.
— Экономия получается только за счет более низкой стоимости топлива или есть какие-то другие послабления?
— Налоговые послабления делаются для юрлиц, но не во всех регионах. Хотя это было бы серьезным подспорьем.
— Рекламой метана завешан весь город, в том числе борта автобусов. Стал ли больше спрос на метановое ГБО, когда его начали активно промоутировать?
— Большей частью людей интересует экономика вопроса. Как только цены на бензин подрастают — начинают интересоваться. При этом есть колебания и на цену газа: осенью пропан становится чуть дороже, поэтому в начале зимы спрос больше на метановое оборудование. Но когда автомобилисты поездили на метане, их уже сложно вернуть в привычное русло: они уже хорошо понимают, что это такое. На популярность метана сильно влияет локализация заправок: их пока не очень много, поэтому в сторону такого оборудования чаще смотрят люди, у которых АГЗС есть по пути. Если она не по пути, то смотрят в сторону пропана. Но думаю, со временем метан начнет преобладать.