Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

16 июля 2013, 08:30
тест-драйв
Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche
Фото: 66.RU; архив 66.ru; 66.RU
Быстрая езда по треку – это захватывающая, но трудная морально, физически, умственно работа. Прочувствовать эти нюансы на себе за рулем лучших спортивных автомобилей я отправился на лучший гоночный трек России.

…поясница сдала первой где-то на 30-м круге. К 38-му мышц спины как бы и не было вовсе — кончились. От постоянных продольных и поперечных ускорений, ежеминутных торможений в пол со 180 км/ч и боковых нагрузок в поворотах все мышцы сначала заныли, потом их свело, а под конец они были больше не в силах поддерживать напряжение, и тело перестало группироваться.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

На последних кругах силы остались только в руках, тело же, не в состоянии собраться, в кресле фактически зафиксировано не было. Поэтому в поворотах я держался только за руль и все ждал, когда придет отмашка «финиш». Отмашки не было, и я уже морально приготовился позорно ретироваться на пит-лейн в гордом одиночестве, потому что ехать в прежнем темпе было попросту опасно. Спасение пришло из бензобака: он опустел. Причем, не у меня одного, а у всей группы разом. Уф.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

К концу 39-го круга умотаны не только журналисты. Резина местами убита, местами раскатана в слик. Спасибо, что задние левые колеса в целости. А то с Pirelli по-всякому бывает…

Автоспорт — сначала все-таки «спорт», и потом уже «авто». Форму здесь поддерживать надо, иначе трековую сессию до конца ты вряд ли доедешь. А еще автоспорт — это вам не шахматы: тут головой думать нужно. И Porsche Media Track Day на автодроме Moscow Raceway начался с длинного инструктажа. Может показаться, что инструктаж — это занудно и бесполезно. Но не с этим человеком!

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Ян Калмар, Дания

Пилот гонок на выносливость, владелец гоночной команды, инструктор школы Porsche

Ян — гениальный педагог. Полуторчасовой брифинг про основы гоночной теории с вкраплениями физики, математики, методик вождения он превратил в незабываемое стендап-шоу, которое поминутно прерывалось аплодисментами и хохотом журналистской братии.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Теория затейливая: про пятно контакта колес с дорогой, про характер баланса передне-, средне-, заднемоторной компоновки машин, и про краеугольные камни любого пилотирования: разгон, торможение, рулёжку. Не буду пересказывать детально, все-таки не учебник пишу, но пару сентенций от Яна советую запомнить всем и каждому:

  • нельзя эффективно поворачивать, комбинируя фазы. То есть одновременно «разгоняться-поворачивать» или «тормозить-поворачивать». Сначала определяем точку и начало торможения, потом поворачиваем руль, и только потом начинаем разгон.
  • в чем разница между недостаточной и избыточной поворачиваемостью? Еще Вальтер Рёрль сказал, что недостаточная — это когда ты видишь, во что врезался. А избыточная — когда ты только слышишь.
  • почувствовав недостаточную поворачиваемость, не надо докручивать руль на еще больший угол. Так из просто ошибки ты делаешь огромную ошибку.
  • есть огромная разница между «заносом» и «дрифтом». Дрифт ты можешь контролировать. Но на этих машинах у вас не получится дрифтить: 2 000 инженеров работали над тем, чтобы они шли по траектории.

В последнем случае герр Калмар, конечно, слукавил. Но, по сути, прав: мы тут получаем кольцевой накат, который сводится к езде по максимально правильным, быстрым и чистым траекториям. Дрифт только гасит скорость, а нам это ни к чему. Так что приступаем, и для начала — 911!

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Porsche 911 Carrera 4S

Вертикально стоящий руль, замок зажигания — слева, металлическое бурчание оппозита где-то за моей спиной… Да! Это 911. Машина великой истории, спорной для многих конструкции и выдающихся талантов. Шесть цилиндров, 400 сил, распределяющихся между колесами передовой системой полного привода, скорострельная коробка PDK.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Впереди — почти четыре километра трассы, 18 поворотов и 10 кругов в быстром темпе за инструктором. И, поверьте, угнаться за ним — та еще задача! Северную петлю «Нюрбургринга» он проезжает быстрее многих смертных.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Тимо Клок, Германия

Пилот-испытатель Porsche, специалист по настройке шасси и подбору резины. Проезжает Северную петлю «Нюрбургринга» за 7:16 мин. Это дьявольски быстро.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Падаю в кокпит. Глубоко вдыхаю запах первосортной кожи. Левой рукой завожу. PDK — в спортивный режим, подвеску — «ужесточить», левую ногу — на тормоз, правую на газ. Я еще не совсем владею техникой «двухпедальной» езды, но, по меньшей мере, несколько секунд с круга экономлю за счет того, что «в пол» могу тормозить без переноса ступни с педали на педаль. Так реагировать проще и быстрее.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

С пит-лейна на короткий прямик и почти без остановки — во второй поворот, под средним газом направо — в коварную карусель шпильки «AMG». На полном скаку оттормозиться, попасть носом на апекс и вырулить вверх и вправо. За 39 кругов сделать это чисто не получилось ни разу.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

После медленного четвертого — полный газ и, очертя голову, проносимся через серию быстрых поворотов 5–6. Цилиндры молотят за спиной, передачи ударно сменяют друг друга. Кошусь на спидометр — «150». Очень ОК, и… под хриплый кашель перегазовок торможу в пол, чтоб попасть в связку 7–8–9 поворотов.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Повис на бампере коллеги (в красном), яростно прессингую. Вижу траекторию обгона, но наши наставники жестко обозначили: «No overtaking!» Нельзя обгонять.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

После девятого на всех парах несусь к сумасшедшей карусели 10–11 поворотов, когда с пологой дуги ныряешь вниз, с перепадом высот, выходя вверх и влево. Связка медленных поворотов, техничная шикана, и, наконец-то, длинный предфинишный прямик. Рев оппозита нарастает, виски пульсируют от тока крови, правая ступня готова продавить пол под педалью газа. Еще! Быстрее!

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Но пелотон, ведомый инструктором, зависает на отметке 181 км/ч. И вовремя делает, потому что нас ждет самое жестокое торможение круга — со 180 до 60 перед крутым левым поворотом. Резкий приток крови давит на виски и топит глаза, но надо, надо! Все, как учили: точка торможения, сбавляем ход, отпускаем тормоз, поворачиваем руль («…плавно, плавно, Зайцев! На малых углах, плавно!»), интенсивно открываемся на апексе.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

И вот в этом — прелесть полноприводного 911. На сухом прогретом треке его все ведущие не так ощутимы, как могли бы быть где-нибудь на льду замерзшего озера. Но и тут «гребущая» передняя ось помогает, позволяя чуть активнее, более дерзко и смело работать с правой педалью. Задний привод на повернутых колесах в ответ на открытие дросселя огрызается немедленным заносом, а 4×4 вывозит ровно и быстро.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

10 кругов и почти 40 километров дистанции за рулем Carrera 4S пролетают незаметно. Фантастически послушная, цепкая и сбалансированная машина. В какой-то момент слегка отвлекаюсь от построения траекторий и любуюсь впередиидущей машиной. Как она приседает кормой на разгоне, как послушно-молниеносно меняет направление движения вслед за малейшим отклонением баранки, как хватко тормозит, только дай ей небольшой импульс по левой педали. Нейронная бомба, а не машина! Чувствует твои мозговые импульсы едва ли не раньше, чем их ретранслирует тело. Будет ли также хорош заднеприводный кабриолет, который я фрахтую на вторую сессию?

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Porsche 911 Carrera S Cabrio

Тот же силуэт, знакомый профиль, аналогичный интерьер, но… После десятка кругов за рулем кабриолета 911 я выжат, как лимон. Руки сводит, ноги зудят, поясница начинает посвистывать. Еще и нагоняй получил от Тимо: «Too aggressive steering! Take it easy» А как не «рулить агрессивно», если «нос» в поворот не смотрит? И рад бы «попроще», но не вышло.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

В порыве борьбы с недостаточной поворачиваемостью на четвертом круге вообще вылетел на траву. Хорошо, погасил скольжение и смог вернуться на трек. Еще более злой и опечаленный. В перерыве иду к другому, уже знакомому, инструктору — Борису Шульмейстеру.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Борис Шульмейстер, Россия
Профессиональный автогонщик. Победитель Кубка Honda Civic 2003 года, серебряный призер Кубка Восточной Европы, участник «24 часов Нюрбургринга».

— Борис, это со мной что-то не так, или с машиной? Сильнейшая недостаточная поворачиваемость! Вроде, и резина еще не «убита»?
— Нет, в машине дело. Кабриолет тяжелее и сбалансирован по-другому. Управляемость не как у купе.

И точно. Там, где на полноприводной «Каррере» я вальсировал и «фигурировал» что твой Плющенко, на кабрио — тяжело и сурово работал, пытаясь найти оптимальный баланс, своевременно нагружать легкий «передок» и старался попасть в поворот хотя бы не слишком размашисто. Или хотя бы попасть. Хотя бы в поворот.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Вот онборд с моего лучшего на тот момент круга. Старт с ходу, финиш базой, время — 2:31 мин. Внимательно изучив это видео, Ян Калмар сказал, что мои траектории во многом ошибочны, и после пары дней тренировок 12 секунд с круга снять можно влегкую. Что ж, пусть так. Шлифовать технику тут можно бесконечно. Да и вести кабриолет было труднее всего.

Уверен, на горном серпантине даже в бодром темпе 911 Carrera S Cabrio будет хороша. На набережной в Монако — еще лучше. В квадрате Московской-Ельцина-8 Марта-Фурманова все свернут головы. Но для трека кабриолет тяжеловат. Не к месту будет помянут отец «Лотусов» Колин Чепмен, который всегда исповедовал принцип легкости. И, памятуя об этом, на третью сессию заездов я вперед всей группы прыгаю в Boxster. Гениальный Boxster.

Porsche Boxster S

Ну, здравствуй, родной. В прошлом году на этом же месте наше знакомство у нас украли медленные девочки из такого же медленного провинциального глянца. На этот раз в бой позвали сплошь профессионалов, поэтому времени хватит.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Наверно, со стороны мои поглаживания и перешептывания с машиной выглядели малость шизофренически, но и меня понять можно. Boxster — одна из величайших вех в автомобилестроении. В свое время первое поколение машины (разработка которого стоила чуть ли не больше, чем вся компании Porsche) вытащило производителя из серьезной финансовой ямы, второе успех закрепило, а третье вообще претендует на место в галерее современного искусства. Немцы наконец-то задумались о дизайне!

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Вспомните, сколько острословы сочиняли колкостей про первый «Бокстер», как обзывали «тяни-толкаем» второй кузов. И как замолчали сейчас. Потому что третье поколение — это техногенная эстетика и гармония, баланс пропорций и утонченность деталей. Смотрите, как выштамповка подоконной линии переходит в воздухозаборник! А как кромка спойлера перетекает в задние фонари. А?! Интерьер с парящей консолью? Блеск. Я могу вообще никуда не ехать и ходить вокруг него, смотреть на него часами. Браво, Porsche! А если не ехать, зачем тогда вообще жить?

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Мотор здесь, в принципе, такой же, как на стоковой «Карере». Объем — все те же 3.4 литра, но мощность пожиже — 315 супротив 350 сил. Но кого это волнует, когда есть лучшее в мире шасси и тончайшая, аптекарская его настройка? С первых же кругов мы с «Бокстером» находим такой общий язык, что позапрошлая сессия на 911 Carrera 4S махом забывается.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Он живой. Он легонький. Он податливый. Он послушный. Он и продолжение тебя, и как бы твоя часть. Вот он — полный газ на прямых колесах, умеренно-средний на выходе. Вот они — поздние торможения и ранние разгоны. Повороты с легкими отклонениями руля. Все происходит как бы само по себе. Невесомо, изящно и прытко.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Ты можешь глупить — он стерпит. Можешь грубить — он отмахнется. Ошибся? Он поправит. А лучше чуть прикатайся к нему — и начнется… Нет, не вальс. Нижний брейк, скорее.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Такое ощущение, что «Бокстер» состоит из оголенных нервов. Ты не успеваешь коснуться их, а машина уже разгоняется, тормозит и поворачивает так и только так, как тебе нужно. Именно поэтому самые быстрые и точные круги в тот день я штамповал именно на нем. Первая же попытка — и минус две секунды по сравнению с 911 кабрио! 2:29 мин. как с куста.

А потом решил свериться в ощущениях с братом-близнецом, но жестким и закрытым.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Porsche Cayman S

C этим крокодилом мы знакомились всего ничего — два месяца назад возле Геленджика. Это было незабываемое утро, когда мы вдвоем на рассвете поднимались и опускались по серпантину, сотрясая скалы первобытным рыком. После «Бокстера» все в нем знакомо, многие детали и компоновка интерьера унифицированы. По паспорту, Cayman S быстрее «эски» открытой на 0,1 сек., но…

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

В середине первого круга поражаюсь: это тот самый «Кайман», в который я влюблен всеми клапанами и аортами сердца? Тот — бойцовый, хищный, разъяренный крокодильчик, который огрызается ревом шести цилиндров на каждое касание акселератора? А где собранность подвесок? А где плотность руля? Почему на высоких скоростях он такой рыхлый? Ах да, пустая моя голова! Волшебную-то кнопку спортивных настроек подвески забыл включить! Половина круга в «гражданском» режиме прошла, прежде чем додумался, куда жать. А вот после — раззудись, плечо!

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Быстро, цепко, душевно. Борис Шульмейстер иронично назвал Cayman «лучшей машиной для гонщика на пенсии». Потому что она может быть весьма лояльной и гладкой на дорогах общего пользования, а может реветь и визжать резиной, вгрызаясь в каждый миллиметр полотна и хватаясь за него мертвой хваткой крокодильих челюстей.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Но вот что любопытно. Перепрыгнув из родстера в купе, я не заметил разницы! Ни во временах круга, ни в точности попадания в поворот. А ведь, по идее, жесткость на кручение у Cayman выше за счет жесткого верха. И, по идее, он должен быть чуть точнее в поворотах. Но Porsche на то и гении, чтобы даже открытый среднемоторник у них ехал не хуже закрытого. А если не видно разницы, то… я за Boxster. Он на 244 000 рублей дешевле (в исполнении S), фана от драйва дарит не меньше, но зато летом вдали от гари и вони пробок мегаполиса, верх можно убрать, пустив в свою жизнь еще немного ветра, легкости, восторга.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Техника и технологии

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Carrera 4S имеет постоянный, но варьируемый полный привод. Основной крутящий момент идет на заднюю ось, на передние колеса тяга и мощность отбираются электромагнитной многодисковой муфтой. В зависимости от условий движения, соотношение крутящего момента может варьироваться, доходя при необходимости до 50:50. Время полной блокировки муфты — 0,1 сек.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Конструкция полного привода утяжелила «Карреру» почти на 50 килограммов. Чуть поменялась развесовка — 40,2:59,8, передок теперь загружен чуть больше. Что при заднемоторной компоновке имеет значение. На мой скромный взгляд, несмотря на возросший вес, сбалансирована Carrera 4 чуть лучше, чем моноприводная версия. По крайней мере, не чувствуется тяжелый маятник, висящий на заднем свесе.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Из перемен от прибавки двух ведущих — большее время разгона до первой сотни — правда, всего на 0,1 сек. Стандартное купе Carrera 4 теперь делает этот бросок за 4,9 сек. Максималка упала на 4 км/ч. Такая печаль.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Если в первом поколении Cayman был плоть от плоти «Бокстера», то теперь у купе в задней части больше от 911 го — это касается архитектуры подвесок и пола. Передняя подвеска у Boxster/Cayman/911 унифицированная, задняя своя только у родстера.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Кузов Cayman в два раза жестче, чем у «Бокстера». Но на ходу таких уж разительных отличий я, повторюсь, не заметил. Оба рулятся божественно.

Новая Panamera

Без особой помпы, по-немецки лаконично, нам представили обновленную «Панамеру». Которая теперь доступна в двух исполнениях: со стандартной и с удлиненной на 15 см колесной базой! Panamera стала еще более представительной и двинулась ближе к сегменту, где играют Mercedes-Benz S-класса и BMW 7 серии. В самых заряженных своих ипостасях.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Из визуальных отличий от дорестайлиновой версии — головная и кормовая светотехника. Но надо основательно приглядеться, чтобы отличия эти найти.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Помните, наш инструктор Ян перед началом заездом убеждал не дрифтить на машинах, потому что это как бы невозможно? Его коллега Тимо Клок истину напарника с легкостью опроверг, протаскивая пятиметровую машину по связкам поворотов с ловкостью лётчика-аса, крутящего мертвые петли!

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Так ездить — это надо иметь достоинства Чака. Все! А пассажирам — крепость и выдержку. Смотреть за их лицами в процессе — особое удовольствие. А еще говорят, самые нестойкие отправились за новыми штанами. А герр Клок при этом сидит с таким скучным лицом, будто ему лекцию по античной литературе и гекзаметру Гомера читают. В общем, смотрите сами:

Porsche Media Track Day: за кадром

Встречающий в аэропорту таксист огорошил с ходу сакраментальным: «На гоночьний трек? А дарогу пакажищь?» Пришлось объяснять новопреставленному москвичу Сылыкбеку Урсугалимовичу Калилову, что Волоколамка — узкая и разбитая, а Новая Рига — свежезалатанная и широкая. Хотя, оказалось, и ее еще латают. Но все равно, до Moscow Raceway добираться лучше по ней.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Про сам трек беру все слова обратно. После первого визита он показался мне скучным, незатейливым и небыстрым. После второго я признаю: по совокупности характеристик это лучшая трасса страны. У коллег что-то может быть лучше, что-то хуже, но сочетание инфраструктуры, конфигурации, качества полотна Moscow Raceway — вне конкуренции.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Наша служба и опасна, и прекрасна. В качестве багажа у этого «Каена» — ваш покорный, перепоясанный ремнем. Ведь вывалиться под колеса объекту съемки ой как не хочется.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

«Проверено в гоночных условиях» — теперь я знаю, что это не просто рекламный слоган. Коллективно с соратниками мы опустошили все запасы G-Drive 95 на близлежащей заправке. И сколько еще сожгли до этого! Ведь перед трек-днем сколько не заливай, а все равно два раза ездить.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Самые смешные надписи на стенах, стихийные объявления и самодельную рекламу я пока видел только в Подмосковье. Топонимы тоже.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Самое злое проклятие на свете: «Да чтоб тебе в пятницу вечером по Ленинградке из Москвы выезжать!!!» По Волоколамке, впрочем, тоже. И по Варшавке. И по «Новой Риге». Да вообще везде!

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Напоследок я собрал для вас нарезку из лучших онбордов и призываю еще разок проехать этот круг вместе со мной. Пусть и виртуально.

Магия 911 и адский дрифт на «Панамере»: учим гоночную философию Porsche

Кирилл Зайцев специально для портала 66.ru

Екатеринбург-Москва, июль 2013

Фото, иллюстрации, графики: автора и Porsche

Видео: автора и Игоря Бурцева

За приглашение благодарим «Порше Руссланд», за бесценный опыт — лично Яна Калмара, Тимо Клока и Бориса Шульмейстера.

Много невошедших в материал картинок с быстрыми и громкими машинами есть в галерее ниже.

66.RU